Новый порядок аттестации рабочих мест. Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Порядок аттестации рабочих мест на предприятиях

Относительно недавно в отечественном законодательстве произошли изменения, касающиеся охраны труда на предприятиях. С 01.01.2014 вступил в силу , который заменил процедуру аттестации рабочих мест (АРМ) на специальную оценку условий труда (СОУТ).

Что такое АРМ

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Но порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определял не федеральный закон, а Приказ Минздрава от 26.04.2011 № 342н.

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости в организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест, на которых этап идентификации не осуществляется, указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем — нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда, по полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 Федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, остались:

  • класс вредности 3.1 — только доплаты;
  • класс вредности 3.2 — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя.

Административное законодательство

В введена , предусматривающая ответственность за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Введены и новые штрафы — от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а при повторных — от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения

Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость

В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
    • стоимость исследований и замеров;
    • использование специальной аппаратуры;
    • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
    • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Штрафы

В 2020 году на вопрос, обязательна или нет аттестация рабочих мест, ответить несложно: она должна быть, если не проводилась спецоценка. Размеры штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное лицо

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

Предупреждение или от 2000 до 5000

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

Предупреждение или от 5000 до 10 000

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

От 15 000 до 25 000

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

Необеспечение работников СИЗ

От 20 000 до 30 000

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Повторные нарушения

От 30 000 до 40 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

От 30 000 до 40 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

От 100 000 до 200 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Документы по итогам мероприятия

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет — многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета или СОУТ — непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения:

  • о классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендациях по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволяет работодателю определить насколько безопасно организована деятельность его сотрудников. В настоящее время все наниматели, за исключением физических лиц без образования ИП, должны проводить данное мероприятие.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Сразу стоит отметить, что в настоящее время в законодательных актах такое понятие как «аттестация рабочих мест» не применяется, его заменили на «специальную оценку условий труда» еще с 01.01.2014 г. Но в обиходе до сих пор чаще используют словосочетание «аттестация рабочих мест».

По своей сути эти два понятия идентичны, и одно и другое подразумевает проведение специального комплекса мероприятий , направленного на выявление вредных и опасных факторов на том или ином рабочем месте.

В настоящее время действующий закон об аттестации рабочих мест – это Федеральный закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее Закон).

Аттестация рабочих мест: срок действия

Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:

  • Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
  • Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.

Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:

  • появление новых рабочих мест,
  • несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
  • изменения, произошедшие в технологическом процессе,
  • предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.

Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.

Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет . То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2018 году.

Аттестация рабочих мест: кто проводит

Согласно статье 8 Закона спецоценка рабочих мест организуется работодателем при участии компании, которая имеет право осуществлять такие работы.

К привлекаемой организации предъявляется ряд требований:

  • В перечне деятельности должен присутствовать код ОКПД аттестации рабочих мест: 71.20.19.130 (по классификатору ОК 034-2014).
  • В штате компании должны быть трудоустроены не менее 5 сертифицированных экспертов.
  • В структуру компании должна входить специальная аккредитованная лаборатория, для проведения замеров и проб.

Для того чтобы быть уверенным, что компания, которой поручено проводить проверку, соответствует заявленным требованиям, нужно проверить ее наличие в специальном списке, который находится на ]]> сайте Минтруда ]]> .

Как провести аттестацию рабочих мест самостоятельно

В настоящее время наниматели не вправе проводить аттестацию рабочих мест без привлечения сотрудников компании, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае результаты такой спецоценки не будут иметь законную силу.

Как проводится аттестация рабочих мест

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Издание приказа о проведении аттестации, в котором назначается комиссия и сроки проведения.
  • Определяется список рабочих мест, подлежащих спецоценке. Здесь нужно учитывать периодичность аттестации рабочих мест. Проверяются только те места, срок предыдущей оценки которых истекает.
  • Проводится непосредственная работа по изучению документации, проведение замеров и взятие проб.
  • Оформляется отчет, в который входит карта аттестации и сводная ведомость. В них вносятся все проведенные мероприятия и делается вывод о безопасности рабочего места с присвоением определенного класса.

С результатами спецоценки необходимо ознакомить заинтересованных работников.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Это сводный документ, в который вносятся все сведения о проверяемом рабочем месте, и указывают уровень (степень) воздействия тех или иных факторов, например, уровень АПФД (в аттестации рабочих мест под этой аббревиатурой объединяют все аэрозольные вещества, которые могут находиться в воздухе).

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

В случае если наниматель уклоняется от проведения спецоценки или нарушает ее процедуру, на него налагается административное наказание. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест взимается по п. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и составляет:

  • 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц и ИП.
  • 60 000 – 80 000 руб. для организаций.

При этом уплата штрафа не избавляет виновника от проведения аттестации.

Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств

Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.

Важнейшим конкретным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является аттестация рабочих мест по условиям труда , этот российский вариант классического анализа, оценки и управления рисками на рабочих местах.

Трудовой кодекс РФ определяет аттестацию рабочих мест по условиям труда как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда позволяет идентифицировать и объективно оценить опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах.

Проведение аттестации рабочих мест, в свою очередь, при условии установления порядка и норм бесплатной выдачи этих средств защиты, позволит работодателям более полно обеспечивать своих работников средствами защиты в зависимости от условий труда на каждом рабочем месте и тем самым способствовать значительному улучшению труда работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Аттестация рабочих мест дает возможность объективно оценить каждое рабочее место с ряда основных позиций:

  • по отдельным факторам производственной среды;
  • по напряженности и тяжести трудового процесса;
  • по травмобезопасности рабочего места;
  • по обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты.

Фактическим итогом аттестации становится знание ситуации об условиях труда и их опасностях, формальным – заполненные карты аттестации. Именно карты аттестации рабочих мест становятся основой всех последующих действий, и от правильности их заполнения зачастую зависит вся профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основные варианты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

По первому варианту выполнение всего комплекса работ проводится полностью силами самого учреждения.

Практика проведения аттестации рабочих мест убедительно показывает, что лишь отдельные учреждения со средней численности работающих могут успешно справиться с этой работой.

По второму варианту выполнение всего комплекса работ полностью («под ключ») проводится сторонней организацией (имеющей разрешение на проведение данного вида работ.

По третьему, наиболее оптимальному, варианту, выполнение всего комплекса работ проводится преимущественно силами самого учреждения совместно и под методическим руководством специалистов сторонней специализированной организации (имеющей разрешение на проведение данного вида работ, как правило, региональным центрам охраны труда). При этом сторонняя организация обеспечивает квалификационную помощь в осуществлении замеров и подготовке кадров для проведения отдельных элементов аттестации рабочих мест на местах силами учреждения.

Основным нормативно-правовым документом по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда является «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее Положение), утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 (введено в действие с 1 июля 1997 года). 1 сентября 2008 года вступает в действие новый «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569.

Сроки проведения аттестации:

устанавливаются не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений;

обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены используемого оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации в случае выявления нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда. Следует помнить, что аттестация рабочих мест по условиям труда – долговременная, фактически постоянная, работа любого учреждения!

Этапы проведения аттестации

1. Подготовительный этап;
2. Основной этап (собственно аттестация рабочих мест);
3. Заключительный этап;
4. Оценка и использование полученных результатов;
5. Подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.
Разберем теперь содержание работ на различных этапах их выполнения.
На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия.

1.1. Руководитель учреждения или по его поручению один из работников – будущий председатель аттестационной комиссии формирует состав аттестационной комиссии.
Для аттестации рабочих мест в небольших по численности организациях рекомендуется создавать аттестационную комиссию в составе: руководитель учреждения или его заместитель – председатель комиссии, специалист по охране труда, механик, специалист кадровой службы, специалист отдела труда и заработной платы, энергетик, технолог, председатель профсоюзного комитета и др. Каждое учреждение самостоятельно определяет состав аттестационной комиссии.
В учреждениях с большей численностью, как правило, создается центральная аттестационная комиссия и комиссии в подразделениях.
Состав комиссий утверждается приказом по учреждению. Возможен вариант проведения аттестации по подразделениям.

1.2. Целесообразно начинать аттестацию рабочих мест по условиям труда с обучения членов аттестационной комиссии, обратившись для этого в региональные центры охраны труда или другие учебные центры, желательно при органах управления по труду субъектов Российской Федерации, имеющие разрешительные документы для ведения образовательной деятельности и достаточный опыт работы по процедуре проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для этого председатель комиссии должен организовать оказание методической помощи путем приглашения регионального центра охраны труда и проведения двух-трех дневных занятий (образовательного семинара) с членами комиссий. Для этого осуществляется следующая последовательность действий.

1.3. Руководителем учреждения издается приказ об аттестации рабочих мест с указанием ее сроков.

1.4. Аттестационная комиссия разрабатывает график учреждения и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором необходимо распределить мероприятия и этапы аттестации, указать сроки и ответственных исполнителей.
Целесообразно проводить аттестацию рабочих мест сначала в основных подразделениях, а затем во вспомогательных. Это позволит избежать проведения измерений повторяющихся факторов в одном и том же месте для различных категорий работников. Например, результаты измерений факторов на рабочем месте основного производства могут быть взяты за основу для вспомогательных служб соответствующих рабочих мест (слесарей-ремонтников, руководителей и т.д.) при конкретизации времени воздействия и лишь при необходимости можно дополнительно произвести измерения недостающих факторов.

1.5. Поскольку при аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда, аттестационная комиссия формирует перечни рабочих мест, подлежащих аттестации, с указанием вредных факторов для инструментальных измерений.
Для составления перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, рекомендуется пользоваться штатным расписанием, «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94.
При составлении перечня аттестационная комиссия исходит из:
характеристик технологического процесса;
состава оборудования;
применяемых сырья и материалов;
аналогичных данных ранее проводившихся измерений уровней опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса;
жалоб работников на условия труда.
В учреждениях, где имеются технологические регламенты, характеристика технологического процесса может быть получена из этого документа. Там же приведены подробные данные о вредных производственных факторах, появление которых обусловлено технологическим процессом, а также описаны их основные источники.
Основными факторами, подлежащими обязательной оценке являются: напряженность трудового процесса, тяжесть трудового процесса. Здесь не требуется каких-либо специальных денежных средств. Эту работу могут и должны выполнить специалисты учреждения – члены аттестационных комиссий по методикам и предложенным образцам заполненных протоколов оценки тяжести и напряженности трудового процесса.
К обязательно измеряемым факторам следует отнести параметры микроклимата и освещенность на рабочих местах, уровни электромагнитного излучения (на рабочих местах с компьютерами).
Вся совокупность вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте образуется из-за присутствия сырья и материалов (или полуфабрикатов), а также продуктов переработки, обладающих вредными для человека свойствами, с которыми контактирует работник. К этому следует добавить вредные факторы, возникающие непосредственно от функционирования технологического оборудования (нагрев, охлаждение, шум и вибрация от работы оборудования, систем вентиляции и очистки воздуха, ручного и механизированного инструмента и т.д.).
Составленный перечень рабочих мест с указанием вредных факторов утверждается председателем аттестационной комиссии.

1.6. Аттестационная комиссия составляет перечень нормативных документов, который понадобится ей для оценки фактора травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Для целей травмобезопасности рабочих мест рекомендуется использовать два вида протоколов: один предназначен для систематического получения информации об обучении работников по охране труда, а также для проверки знаний по электробезопасности и т.д., другой – для занесения всего оборудования, инструментов и приспособлений для всех рабочих мест, включенных в Перечень рабочих мест. Аналогичные протоколы должны быть заполнены на СИЗ, тяжесть и напряженность труда и т.д.

Для оценки рабочих мест по тяжести и напряженности трудового процесса, а также времени воздействия вредных факторов рекомендуется на каждое рабочее место составить хронометраж рабочего времени (фотография рабочего дня). Протоколы предварительного обследования рабочих мест в значительной мере упорядочивают работу непосредственных исполнителей.

Для того чтобы упростить поставленные задачи перед непосредственными исполнителями, рекомендуется подготовить образцы заполненных протоколов аттестации на некоторые аналогичные рабочие места.

После организации такой работы и заполнения протоколов предварительного обследования, фотографий рабочего дня, составляется перечень нормативно-правовых документов. Если он заранее был составлен, то в него вносятся какие-либо изменения и дополнения.

Функции аттестационной комиссии:

  • осуществление методического руководства и контроля за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах во всех подразделениях;
  • формирование всей необходимой нормативно-справочной базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения участниками аттестационного процесса;
  • составление полного перечня рабочих мест учреждения с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;
  • выявление на основе причин производственного травматизма в учреждении наиболее травмоопасных участков, работ и оборудования;
  • составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте, исходя из характеристик технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, жалоб работников на условия труда;
  • присвоение кодов производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проведение аттестации конкретных рабочих мест и принятие решения по дальнейшему использованию рабочих мест;
  • разработка предложений по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • подготовка учреждения к сертификации работ по охране труда.

В относительно крупных учреждениях, с численностью от 500 человек и более, создаются, как правило, комиссии в структурных подразделениях.

Если в обязанности (и ответственность) председателя центральной комиссии и его заместителей входит организация и руководство всей работой по процедуре проведения аттестации рабочих мест, включая обязанности по соблюдению графиков аттестации и качество оформления материалов аттестации, то председатели комиссий в структурных подразделениях являются ответственными:

  • за организацию и выполнение работ по аттестации рабочих мест (сбор исходных данных, выполнение инструментальных измерений вредных и опасных факторов, заполнение карт аттестации и др.);
  • за оформление сводной ведомости в структурном подразделении, за разработку мероприятий по улучшению условий труда работников, за проведение заседаний аттестационной комиссии;
  • за предоставление материалов аттестации рабочих мест в центральную аттестационную комиссию.

Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

Эта оценка производится согласно гигиеническим критериям, определённым в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Руководство 2.2.2006-05) введённым в действие с 1 ноября 2005 года.
Обратим внимание, что в данном Руководстве произведена замена общепринятых и официальных (по Трудовому кодексу РФ) терминов «производственная среда», «опасный производственный фактор», «вредный производственный фактор» новыми, и, на наш взгляд, не совсем удачными, терминами «рабочая среда», «вредный фактор», «вредный фактор рабочей среды», «опасный фактор рабочей среды», практически без изменения их смысла и содержания понятия, что может вызвать известную сложность и путаницу при оформлении официальных документов охраны труда на практике и на что мы не можем не обратить внимания наших слушателей.

При проведении измерений необходимо использовать средства измерений, указанные в нормативных документах. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и поверены органами государственной поверки в установленные сроки.

Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами.

Форма протоколов устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора.

Протоколы должны содержать следующие данные:

  • наименование и код подразделения учреждения рабочего места;
  • дата проведения измерений;
  • наименование сторонней организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений;
  • наименование измеряемого производственного фактора;
  • средство измерения (наименование прибора, инструмента, дата поверки и номер свидетельства о поверке);
  • метод проведения измерений с указанием нормативного документа, на основании которого проводится измерение;
  • место проведения измерения, эскиз помещения с указанием на нем точки измерения (отбора пробы);
  • фактическое значение измеряемого параметра;
  • должность, фамилия, инициалы и подписи работника, проводившего измерения, и представителя администрации объекта, на котором проводились измерения;
  • подпись ответственного лица, печать сторонней организации (или штамп ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений.

Аналогичные сведения указываются при оформлении протоколов определения тяжести и напряженности трудового процесса. Учитывая, что оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится организацией самостоятельно, ниже приводятся методики оценки тяжести и напряженности трудового процесса, а также рекомендации по проведению измерений и оценке факторов производственной среды методами лабораторно-инструментальных исследований.

Оценка травмобезопасности рабочих мест

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

  1. производственное оборудование;
  2. приспособления и инструменты;
  3. обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.).

Методической основой д ля проведения аттестации рабочих мест по фактору травмобезопасности являются «Методические указания по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда. МУ ОТ РМ 02-99».

Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда.

Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности установленного образца на производственное оборудование.

В случаях, когда производственное оборудование и приспособления на рабочих местах изготовлены до введения в действие распространяющихся на них нормативных правовых актов или когда эти документы не разработаны и не утверждены в установленном порядке, оценка травмобезопасности производственного оборудования и приспособлений проводится на соответствие требованиям, изложенным в общегосударственных нормативных правовых актах, обеспечивающих на рабочих местах безопасные условия труда, в том числе:

  • наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности;
  • устройство ограждений кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;
  • обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего опасного или вредного производственного фактора;
  • исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также при повреждении цепи управления энергоснабжением;
  • защита электрооборудования, электропроводки (в том числе заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;
  • соответствие размеров проходов и проездов нормативным требованиям; соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной остановки) для транспортных средств;
  • оснащение транспортных средств средствами защиты и знаками безопасности;
  • наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам;
  • наличие и соответствие нормативным требованиям ручного инструмента и приспособлений.

Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом.

При выборе нормативно – правовых документов, которые требуются для оценки травмобезопасности, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Согласно этому документу при оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений и инструментов рекомендуется пользоваться в первую очередь документами, находящимися в верхней части таблицы – межотраслевыми правилами по охране труда. Если для данного оборудования нет соответствующих Межотраслевых правил, то используют отраслевые правила по охране труда и т.д. При отсутствии утвержденных нормативных правовых актов по охране труда прямого действия или их недостаточного качества следует применять общегосударственные правила и стандарты по охране труда: ГОСТ 12.2.003-91 «Оборудование производственное. Общие требования безопасности»; ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности, разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»; ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и др. В протоколе оценки травмобезопасности следует использовать несколько НПА из перечня, поскольку часто не все особенности производственного оборудования удается оценить одним документом. Аналогичная ситуация возникает и при оценке приспособлений и инструментов, средств инструктажа и обучения по охране труда.

В протоколе травмобезопасности не следует полностью переписывать все разделы нормативных документов, которые используются при оценке, следует лишь отражать наиболее важные моменты и несоответствия условий труда на данном рабочем месте (по фактору травмобезопасности) с точки зрения нормативно – правовых документов. В раздел «Нормативные требования безопасности к рабочему месту» протокола оценки травмобезопасности вписываются, как отмечалось выше, наиболее важные с точки зрения оценщика пункты НПА.

В разделе «Соответствие НПА» пишется либо «Соответствует», либо «Не соответствует».

В разделе «Необходимые мероприятия и рекомендации» даются возможные технические и организационные решения, направленные на исправление выявленных несоответствий. Рекомендации и мероприятия данного раздела должны быть конкретными и выполнимыми.
В утвержденном протоколе оценки травмобезопасности, к сожалению, нет раздела «Требования безопасности к производственным помещениям». Тем не менее, иногда возникает ситуация, что оборудование соответствует требованиям нормативной документации, но находится в помещениях, не соответствующих требованиям, либо размещение оборудования не соответствует требованиям нормативной документации. Необходима оценка внешнего по отношению к оборудованию рабочего пространства и отражение данных условий в протоколах оценки травмобезопасности. Например, особые требования к размещению производственного оборудования; проходы между оборудованием; покрытие пола, облицовка стен; количество аварийных выходов и т.п. Как правило, это отражается в разделе «Требования безопасности к оборудованию».

Такие важные моменты, как наличие необходимых инструкций, журналов регистрации инструктажей, наличие протоколов, удостоверений по проверке знаний, паспортов и инструкций по эксплуатации оборудования и других, необходимых в практической, повседневной работе документов, Методика относит к подготовительному этапу при проведении рабочего места по фактору травмобезопасности. Однако, как показывает опыт проведения работ по аттестации, указанные сведения необходимо вносить в протоколы оценки травмобезопасности рабочего места.

Сведения по своевременности обучения, инструктажей по охране труда рекомендуется вносить в раздел «Требовании к средствам инструктажа и обучения по охране труда».

Рекомендации для оценки рабочего места по фактору травмобезопасности:

1) правильно составить перечень оборудования, приспособлений и инструментов. Данная задача может быть возложена на отдел механика или технологическое бюро. Следует обязательно согласовать перечень оборудования, приспособлений и инструментов, закрепленных за рабочим местом, с ответственными техническими службами;
2) перед заполнением протокола провести анализ травматизма на предприятии за предыдущие годы (не менее 5 лет);
3) выбрать нормативные документы и составить перечень требований, на соответствие которым будет проведена оценка рабочего места по фактору травмобезопасности. При этом нельзя пользоваться нормативно-правовыми актами, которые отменены (Правила, ГОСТЫ и др.);
4) провести оценку по фактору травмобезопасности с определением класса опасности (оптимальные, допустимые или опасные);
5) занести класс опасности в строку 61 карты аттестации рабочего места;
6) по результатам оценки разработать план мероприятий, обеспечивающих травмобезопасность рабочих мест.

Итоговой оценкой условия труда (по фактору травмобезопасности) каждого рабочего места должны быть отнесены к одному из ниже приведенных классов:

оптимальные (класс 1) – оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно;

допустимые (класс 2) – повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.);

опасные (класс 3) – повреждены, неисправны, или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда, либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.), либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра.

При отнесении рабочего места по фактору травмобезопасности к классу 3, условия труда являются опасными, такое рабочее место считается условно аттестованным.

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных СИЗ с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и др.), а также с учётом специфики и видов выполняемых работ.

Эффективность СИЗ оценивается:

  • наличием сертификатов соответствия;
  • соблюдением срока носки;
  • правильно составленным перечнем СИЗ.

Работа специалиста, проводящего такую оценку, включает два этапа

Первый этап:
определение порядка выдачи СИЗ, соответствия набора и степени обеспеченности ими требованиям Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждённых Постановлением Министерства труда и социального развития.
На этом этапе следует проверить:
наличие внутренних норм выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Как правило, такие нормы утверждаются руководителями учреждения и включаются в соответствующий раздел Коллективного договора;
соответствие внутренних норм Типовым отраслевым нормам по степени охвата ими работников учреждения, по перечню выдаваемых средств защиты и по их количеству.
порядок выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
посещение рабочих мест и беседы с работниками.

Второй этап оценки:
Для начала работы по этому этапу необходимо подготовить и иметь:
протоколы инструментальных измерений факторов производственной среды (микроклимата, освещённости, шума, вибрации, теплового излучения, химических факторов и др.);
протоколы оценки травмобезопасности;
протоколы оценки обеспеченности средствами индивидуальной защиты;
анализ травматизма на предприятии за последние пять лет.
Следует провести сравнение соответствия свойств фактически выданных СИЗ условиям производственной среды, данные о которых имеются в протоколах. Это касается, в первую очередь, специальной защитной одежды.
По анализу протокола оценки травмобезопасности и непосредственно на рабочих местах следует определить, необходимо ли применение защитной каски, лицевого щитка, защитных очков, правильно ли они выбраны по своим защитным свойствам. Следует также определить, способны ли защитить работника от травм выданные средства защиты рук и ног.
Особое внимание необходимо уделить оценке соответствия условиям производственной среды выданных средств индивидуальной защиты органов дыхания: правильно ли подобраны марки противогазовых средств, достаточны ли их защитные свойства при обнаруженных концентрациях вредных веществ.

Результаты оформляются в виде протоколов, куда вносятся сведения по каждому аттестуемому рабочему месту. Выявленные недостатки описываются в заключительной части протокола. Здесь же приводятся предложения по улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Данные о фактической обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты заносятся в строку 070 карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценки:

  • степени воздействия вредных и опасных производственных факторов;
  • степени травмобезопасности (т.е. опасности травмирования);
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Оценка фактического состояния условий труда по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов производится в соответствии с гигиеническими критериями оценки условий труда на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами.
Целесообразно проводить такие измерения только после выполнения работ подготовительного этапа, а также проведения оценки травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, включая их эффективность.

Рабочие места должны быть соответствующим образом подготовлены, т.е. перегоревшие лампы рекомендуется заменить на новые, окна помыть, оборудование должно работать по технологии, сырье и материалы – соответствовать технологии. Это поможет избежать повторных измерений и снизить затраты на выполнение инструментальных измерений.

На базе сопоставлений полученных результатов с нормативными требованиями определяется класс условий труда, как для каждого фактора в отдельности, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом.

По протоколам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности отдельно устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности.

Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией учреждения дается заключение о результатах аттестации.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В этом случае рабочее место признается аттестованным.

В случаях, когда фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.

При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

После модернизации условно аттестованного рабочего места необходимо провести инструментальные измерения уровней производственных факторов, ранее превышающих ПДУ.

При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Карта Аттестации

Карта аттестациирабочих (его) мест (а) по условиям труда (далее – Карта) является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых.

Карта предназначена для:

  • комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;
    оценки травмобезопасности;
  • выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;
  • обоснования льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);
  • разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;
  • ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.

На заключительном этапе формируются итоговые документы

При этом заполняют:
Ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по учреждению, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.
Результаты работы аттестационной комиссии учреждения оформляют протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда.

К протоколу должны прилагаться:
Карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
Ведомости рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;
Сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении;
План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Реализация результатов аттестации рабочих мест состоит в разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия, с учетом предложений, поступивших от структурных подразделений учреждения, отдельных работников, разрабатывает План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении.

В Плане указываются сроки исполнения мероприятий и ответственные исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с нормативными требованиями по охране труда.

План подписывается председателем аттестационной комиссии, и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профессиональными союзами, утверждается руководителем учреждения.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям трудадоводятся до сведения работников учреждения.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Порядок разработки и утверждения инструкций

Напомним, что за своевременность и правильность работы с инструкциями [по охране труда] отвечает руководитель учреждения (подразделения).

Первый руководитель учреждения организует своевременную разработку, утверждение и наличие инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемых в его учреждении или в самостоятельном структурном подразделении типа филиала.

При наличии заместителей поручает им эту работу. Последние осуществляют контроль за своевременной разработкой, утверждением и наличием инструкций на все виды работ, выполняемые в подчиненных подразделениях.

Если в учреждении есть служба охраны труда или хотя бы инженер по охране труда, то они непосредственно участвуют в работе по составлению и утверждению инструкций. Если в учреждении есть система управления охраной труда, которая предусматривает и регламентирует обязанности всех руководителей по обеспечению безопасности труда, то она же регламентирует работу по написанию и утверждению инструкций. Если учреждение малочисленное, то эту работу придется выполнить самому руководителю или обратиться к специалистам. Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения.

Основным звеном по работе с инструкциями является руководитель среднего звена – уровня начальника цеха, заведующего отделом. Он лучше других знает специфику своего производства и отвечает по законодательству за эту работу.

Он непосредственно,
во-первых, разрабатывает совместно со службой охраны труда и отделом труда и заработанной платы (ОТиЗ) перечень необходимых инструкций по охране труда,
во-вторых, разрабатывает сам лично или поручает своему заместителю или другому компетентному сотруднику такую разработку;
в-третьих, осуществляет контроль за своевременным утверждением и наличием инструкций по охране труда на все виды работ, выполняемые в руководимом им цехе, отделе.

Перечень разрабатывается на основе утвержденного на предприятии штатного расписания в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих» и «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих». Перечень утверждается руководителем учреждения и рассылается во все структурные подразделения (службы, отделы и т.п.).

Непосредственно разработкой инструкций по охране труда занимаются лица, назначенные распоряжением руководителя самостоятельного подразделения (преподаватели-предметники и т.п.).

С 1 января 2014 г. согласно Федеральному закону РФ № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда . Из-за недостатка опыта и отсутствия необходимого оборудования многие предприятия не имеют возможности проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда самостоятельно, поэтому они и обращаются в специально созданные службы, в число которых и входит компания «СОТАРМ».

Обратившись в компанию «СОТАРМ» для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, вы можете рассчитывать на следующие преимущества:

  • Точное соответствие результатов проверки государственным нормам и стандартам;
  • Выявление всех вредных факторов, влияющих на здоровье и безопасность персонала, работающих на своих рабочих местах;
  • Составление наиболее оптимального и эффективного плана по улучшению условий труда;
  • Бесплатная консультация по вопросам возможных мероприятий, направленных на снижение производственных рисков.

Важность проведения аттестационных работ

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации направлено на обеспечение соответствия условий труда рабочего персонала государственным требованиям. Своевременное определение небезопасных и вредных факторов позволяет снизить риски получения травм сотрудников, а в случае выявления вредности производства компенсировать работнику нанесенный вред здоровью предоставлением дополнительных отпусков, отправление в санатории, денежными премиями и пр. способами. Работодатель, проведший аттестацию рабочих мест, снижает риски в уголовном и административном наказании в случае возникновения несчастных случаев на производстве, которые стали причиной получения травм или смерти сотрудника.

С ужесточением законов и увеличением штрафов за нарушение условий работы сотрудников, аттестация условий труда становится все более актуальной. Воспользовавшись услугами «СОТАРМ», вы не только сможете оценить соответствие условий работы ваших сотрудников требующимся стандартам и нормам, но и быстро разработать комплекс мероприятий по улучшению этих условий. Также аттестация рабочих мест позволит избежать возможных штрафов и санкций со стороны государственных органов надзора.

Стоимость аттестации рабочих мест

Цена аттестации рабочих мест по условиям труда зависит от следующих факторов:

· Общее количество рабочих мест на предприятии, а также количество мест, которые совершенно одинаковы по выполняемым функциям;

· Особенности и специфика работы предприятия;

· Количество используемого оборудования на предприятии и их характеристики;

· Количество измеряемых параметров в процессе аттестации;

· Необходимость в создании плана по модернизации рабочих мест с целью обеспечения их соответствия государственным нормам.

Стоимость аттестации рабочих мест в компании «СОТАРМ» одна из самых доступных , это связано с использованием высокоэффективного оборудования и большого опыта сотрудников, что позволяет выполнять весь комплекс аттестационных работ в кратчайшие сроки. Все специалисты нашей компании имеют соответствующее образование и опыт работы больше 3-ех лет на занимаемых должностях, а также регулярно проходят курсы повышения квалификации и проверку знаний.

Наша компания проводит аттестацию рабочих мест в Москве и по всей России организаций самых различных сфер деятельности – бытовая, производственная, образовательная и пр. В процессе аттестации учитываются все особенности деятельности организации, а также специфика работы персонала, что позволяет нам с наибольшей точностью определить соответствие условий труда требуемым нормам. Нашей основной задачей является поиск решений и их реализация, направленных на снижение цены АРМ, а также составление плана мероприятий по улучшению условий труда с минимальными временными и материальными затратами.

Периодичность аттестации рабочих мест

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ), должно производиться не реже одного раза в пятилетний период. На протяжении пятилетнего периода, работодатель сам вправе выбрать в какое время ему удобней провести следующую проверку. Точкой отсчёта нового периода будет дата окончания предыдущей проверки, которая прописана в приказе "О завершении аттестации рабочих мест по условиям труда". Датой следующей проверки будет считаться дата издания приказа «О формировании новой комиссии и утверждения графика аттестации».

Так же бывает и внеплановая аттестация рабочих мест, которая производится в случаях, если на предприятии появились новые рабочие места, новое оборудование или изменились средства коллективной защиты. Тогда, в срок не менее 60 рабочих дней работодатель должен приступить к аттестации новых рабочих мест. Внеплановая АРМ может производиться как в обязательном порядке, так и по инициативе работодателя.

Задачей любого предприятия является обеспечение безопасных условий труда своих сотрудников, именно для соблюдения организацией этих условий и служит свод документов по охране труда. Компания «СОТАРМ» предоставляет услуги аттестации по охране труда, что позволяет руководству избежать последствий несоблюдения норм безопасности на предприятии. Процедуру аттестации по охране труда должны проходить в обязательном порядке все работники, а также руководствующий состав. Предусматривается дополнительные аттестационные мероприятия при принятии сотрудников на работу, перемене вида деятельности или отправления в командировку.

Прежде чем проходить аттестацию все сотрудники компании должны изучить свод нормативных документов по охране труда, в который входят требования к состоянию рабочих мест, спецодежды, гигиенические нормы, условия предоставления отпусков, правила прохождения медосмотра и прочие нормативные формы. Знания в этих областях помогут работнику безопасно выполнять свои должностные обязанности, избежать происшествий несчастных случаев, снизить вред здоровью в случае работы в условиях повышенной вредности, знать и использовать свои права на предоставление льгот, отгулов и отпусков, а также успешно пройти аттестацию. Наша компания не только осуществляет аттестацию сотрудников и руководствующего персонала, но и готова проводить обучение по охране труда .

Преимущества работы с «СОТАРМ»

2. 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд"

3. Приказ Минздравсоцразвития № 342н "Об утверждении порядка проведения АРМ по условиям труда"

4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в 426-ФЗ"



Типы объектов


Арм в офисе


Арм в школе



Арм в медучреждении


Арм на производстве


Арм в магазине


АРМ в ЧОП


Наши клиенты

Отзывы наших клиентов


А. А. Минаеву

Сотрудничество с Вашей компанией показало высокий профессиональный уровень Ваших сотрудников. Хочется отметить грамотную работу экспертов, слаженную работу специалистов и высокий профессиональный уровень компании в целом.

Надеемся на долгую и плодотворную работу с Вашей компанией.

Генеральный директор А.Н. Пищуров

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.
В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашей компании ООО «АСТРЕЯ» хотелось бы отметить грамотную работу экспертов, высокий уровень специалистов. Сотрудники ООО «СОТАРМ» вежливы, приятны в общении, всегда готовы дать дополнительные разъяснения.

С уважением,
Директор ООО «АСТРЕЯ» Сафронов Д.П.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

В соответствии с условиями Договора в 2016 году ООО «СОТАРМ» проведены работы по специальной оценке условий труда на рабочих местах МУП «АиГ».
Работы были выполнены на высоком уровне в соответствии с ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. По результатам получена отчетная документация, подготовленная по итогам проведения работ и выполненная в соответствии с действующим законодательством.
Выражаем благодарность ООО «СОТАРМ» за профессиональное решение вопросов, которые возникли в ходе совместной работы.
Мы довольны работой, выполненной специалистами ООО «СОТАРМ» и готовы рекомендовать эту компанию как надёжного и ответственного партнера.

И.о. директора Е.М. Горохова

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Компания ООО «СОТАРМ» в декабре 2016 года проводила специальную оценку условий труда в частном учреждении «Атомстандарт».

Специалисты компании ООО «СОТАРМ» проявили высокий профессионализм и оперативность в решении поставленных задач. Благоприятное впечатление произвела готовность сотрудников быстро реагировать на обстоятельства. Это подтверждает, что компания ООО «СОТАРМ» имеет обширную практику в проведении СОУТ и использует индивидуальный подход при работе с клиентами.

Работы выполнены в соответствии с действующим законодательством. Отмечено хорошее оформление результатов проведенных работ.

Мы довольны работами ООО «СОТАРМ» и готовы рекомендовать эту компанию как надёжного и ответственного партнера.

С Уважением,

Директор В.В. Морозов

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашем предприятии (АО МКБ «ДОМ-БАНК») отмечена грамотная работа экспертов и высокий уровень специалистов.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Исполнительный директор АО МКБ «ДОМ-БАНК» С.Б. Рыгин

Благодарность

Федеральное автономное учреждение «Центр развития и обеспечения космической деятельности» Министерства обороны Российской Федерации выражает благодарность ООО «СОТАРМ» за качественное проведение специальной оценки условий труда

Начальник Федерального автономного учреждения «Центр развития и обеспечения космической деятельности» Министерства обороны Российской Федерации

М. Суриков

Благодарственное письмо

Общество с ограниченной ответственностью «Усинское дорожное ремонтно-строительное управление» выражает глубокую признательность и искреннюю благодарность коллективу Общества с ограниченной ответственностью «Служба охраны труда и аттестации рабочих мест» за взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное отношение и профессионализм, проялвение при проведении работ по специальной оценке условий труда на нашем предприятии.
Особую признательность выражаем экспертам Комаровой Марии Витальевне и Титор Андрею Геннадьевичу, которые непосредственно были заняты исследование и анализом вредных, опасных факторов производственной среды и трудового процесса за серьёзное и вдумчивое отношение к работе.
Мы высоко оценили совместную работу с Вашей компанией,
Желаем Вам и Вашей компании успехов и процветания,
экономического и финансового благополучия.
Выражаем уверенность в сохранении сложившихся дружественных
отношений и надеемся на дальнейшее
взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество.
С уважением,
Директор ООО «Усинское ДРСУ» Сластён И.А.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
А.А. МИНАЕВУ

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Негосударственное учреждение Редакция газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда, высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок. Отчетные материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Главный редактор Л.П. Раковская

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А

БЛАГОДАРНОСТЬ

В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашем предприятии ООО «Центр «Второе рождение» отмечена грамотная работа экспертов, высокий уровень специалистов. Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

Генеральный директор Романюк Э.В.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «РБ лоджистикс» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.

Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Генеральный директор А.А. Будкин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «ОПТИКОМ Регион» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ», начальнику лаборатории Максеменюк Е. В. за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Благоприятное впечатление произвела готовность сотрудников быстро реагировать на обстоятельства.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С пожеланиями успехов Вам и Вашей организации
Ст. смены С.Н. Сироткин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Благодарим коллектив ООО «СОТАРМ» за услугу по проведению специальной оценки условий труда в нашей организации. Было очень приятно ощущать со стороны работников Вашей компании оперативность и технически грамотное отношение к работе в течение всего периода нашего сотрудничества.
Хочется особо отметить начальника испытательной лаборатории Елену Валерьевну Максеменюк и специалиста Викторию Бирюкову. Спасибо им за профессионализм и чуткое отношение в решении всех возникавших вопросов.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами и Вашей компанией.

Генеральный директор
ООО «Мосэксперт» А.Л. Воронин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство Центрального филиала ООО «Компания Металл Профиль» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Директор филиала Л.А. Михайлов

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Брунел Рус» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Во время выполнения работ специалисты ООО «СОТАРМ» внимательно относились ко всем потребностям нашей компании и быстро находили наилучшие решения для возникавших вопросов. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации, а также их добросовестное отношение к делу.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Генеральный директор «ООО Брунел Рус» Андреа Луккин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Леогон Трейдинг» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за своевременную и качественную работу по проведению специальной оценки условий груда. Хотелось бы отметить компетентность и грамотность экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надёжного и обязательного партнёра, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на успешную плодотворную работу.

С уважением,

Директор С.В. Люликова

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Джи Эйч Проект» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Руководитель ООО «Джи Эйч Проект» А.А. Зуйкин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ГБПОУ МО «Рошальский техникум» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Директор техникума В.Ю.Кашлев

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
А.А. Минаеву

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство АО «Хозяйственное управление ВДНХ» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную и плодотворную работу.

Директор А.В. Королёв

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство АО «Раменская теплосеть» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Генеральный директор А.М. Синицкий

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Руководство АО «ОптиКом» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда.
Отмечаем, что предоставленные нам результаты работы ООО «СОТАРМ» по СОУТ соответствуют высоким стандартам качества в данной области.
Отдельно хотелось бы поблагодарить начальника лаборатории Максеменюк Е.В. и сотрудников, выполнивших работы по договору качественно и в установленные сроки, оперативно и грамотно решавших все возникавшие вопросы, как на этапе проведения СОУТ, так и после ее окончания, а также отметить их высокий уровень культуры общения с представителями заказчика, коммуникабельность и профессионализм.
Желаем Вам и вашей компании новых достижений и финансового благополучия.

С уважением,
Руководитель складского комплекса М.Ю. Чистов

Нужна ли и кому по закону аттестация рабочих мест? Что включает в себя подобное мероприятие? Как часто проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует? В связи с тем, что термин АРМ с 01.01.14 г. заменен на СОУТ (специальная оценка условий труда) разберемся в нормативных нюансах.

В соответствии с нормами стат. 209 ТК аттестация рабочих мест по охране труда – это комплекс мероприятий по оценке безопасности рабочих условий с целью выявления и последующего устранения различных опасных или вредных факторов. Для чего нужна аттестация рабочих мест? Такая процедура направлена на установление классов/подклассов уровня вредности (опасности) рабочих условий (п. 2 стат. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам разрабатываются меры по приведению трудовых условий в соответствие с законодательными требованиями по охране труда; по оценке профриска; предоставлению сотрудникам дополнительных льгот, гарантий и компенсаций и т.д.

Обратите внимание! Для ФСС аттестация рабочих мест важна при установлении размера скидок или надбавок к основному тарифу по «травматизму». Эти сведения страхователи обязаны подтверждать ежегодно.

С 2014 г. определение аттестация рабочих мест было заменено на СОУТ. Произошло это после отмены Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г. и принятия Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. Однако суть такой процедуры осталась прежней и заключается в оценке трудовых условий. Поэтому, что АРМ, что спецоценка рабочих мест по условиям труда – это синонимы.

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:

  • Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
  • Порядок проведения оценки.
  • Оформление результатов СОУТ.
  • Иные условия оценки труда.

Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).

Периодичность аттестации рабочих мест, сроки

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.

Как проводится аттестация рабочих мест на предприятии

Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.

Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

  • Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
  • Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
  • Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
  • Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:

  • Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
  • Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
  • Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.