Что такое фарфор. Костяной фарфор - что это такое: свойства посуды

– родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и . Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок и .

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции.
Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.


Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей , подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс...

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.


При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы...

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.
Технологические параметры:
  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.
Художественные особенности:
  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.
Ценовые качества:
  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

Вторник, 03 Мая 2011 г. 13:10 + в цитатник

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) - самая благородная керамика. Фарфоровая посуда - это белая прочная посуда, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.

Разновидности и технология производства

В основном фарфор производится из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Немного терминологии:

Плавни в керамических массах играют роль отощающих добавок. При обжиге плавни способствуют образованию легкоплавкого расплава, снижают температуру обжига изделий, повышают плотность черепка. В качестве плавней в массах тонкокерамических изделий используют полевой шпат, пегматит, нефелиновый сиенит, перлит, мел, доломит, тальк и другие материалы. Действие плавней в массе не одинаково.
Полевые шпаты - универсальный плавень в технологии тонкой керамики и в производстве глазурей. Земная кора состоит более чем на 50% из полевошпатовых пород, но месторождения полевых шпатов, пригодных для керамической промышленности весьма ограничены и в основном исчерпаны. Представляют собой алюмосиликаты щелочных и щелочноземельных металлов. Также в производстве могут использоваться пегматиты, граниты, перлиты.

Каолин – белая глина, которая образуется при выветривании полевых шпатов. В составе имеет минерал коалинит, и широко используется в промышленности.

Кварц - еще один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород. Входит в состав других минералов в виде смесей и силикатов. В общей сложности массовая доля кварца в земной коре более 60%.

Обычно проводят два обжига фарфоровых изделий: первый на «утиль», второй – «политой». Первый обжиг на «утиль» имеет целью спечь изделие и обеспечить ему определенную пористость и прочность, достаточную для глазурования водной суспензией. Второй обжиг необходим для расплавления глазури на поверхности изделия и осуществления ее взаимодействия с материалом черепка.

Для улучшения формовочных свойств сырья фарфоровая масса, шедшая на изготовление знаменитого китайского фарфора «яичной скорлупы», т.е. изделий с очень тонкими стенками, выдерживалась в закрытом состоянии в земле по 100 летВ наши дни глину могут подвергать летованию, особенно если она малопластична. Для этого выкопанную глину в виде небольших кусков раскладывают на земле грядками, которые периодически поливают водой, и перелопачивают. В таком состоянии в течение нескольких лет глина подвергается воздействию воды, солнца, мороза и значительно улучшает свои свойства. Для изготовления тонких гончарных работ глину отмучивают в воде от примесей, отделяют грубые фракции и после частичного обезвоживания гноят в подвалах в течение нескольких месяцев.

В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твердый – с небольшими добавками плавня (полевого шпата) и потому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380...1460°C). Масса классического твердого фарфора состоит из 25% кварца, 25% полевого шпата и 50% каолина и глины.

Мягкий – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200...1280°C. Кроме полевого шпата в качестве плавней используют мрамор, доломит, магнезит, жженую кость или фосфорит. С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и потому улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость. Глина сообщает фарфоровой массе пластичность (необходимую для формования изделий), но снижает белизну фарфора.

Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Фарфоровые изделия весьма разнообразны по своему химическому составу, по свойствам и назначению. Несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности:

Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.

Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью. Специалисты считают, что костяной фарфор начал производить И. Спод в 1759 г. в окрестности г. Сток-он-Трет (Англия). В нашей стране изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.

Фарфор фриттованный – хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. Он содержит 30...50% каолина, 25...35% кварца, 25...35% богатой щелочью стекольной фритты. Фритты – композиционные добавки к фарфоровой массе, обеспечивающие образование стекловидной фазы, а следовательно, и обусловливающие просвечиваемость фарфора. В состав фритт входят: песок, сода, селитра, гипс, поваренная соль и измельченное свинцовое стекло.

Особое место в классификации фарфора занимает китайский фарфор . История фарфора и история Китая неразрывно связаны. В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но это был слишком дорогой материал. Результатом долгих поисков китайскими мастерами замены нефрита становится фарфор, материал доступнее и проще в обработке. Нефрит остался в Китае священным камнем, а фарфор практически сразу покорил китайских правителей.

Из всего китайского фарфора особо выделяют белый. Тайна его уникальной хрупкости и в то же время прочности заключается в сырье, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась богата так называемым фарфоровым камнем, горной породой состоящей из кварца и слюды. Преобразовав все компоненты в порошок и добавив каолин, получали массу, которую хранили много лет, чтобы она приобрела необходимую пластичность. Особый матовый блеск достигался нанесением глазури несколькими слоями, разной прозрачности.

Китайский фарфор прославился своей необычайной тонкостью и невесомостью, стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу. Получившая популярность на родине, сначала в высших кругах, а после и среди всего населения, китайская керамика еще до н.э. стала экспортироваться в сначала в Индию, Японию и Африку; и лишь в XVI веке в Европу.

Декорирование

Красочный декор.

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.


При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.


Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780-850 градусов.

При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный и жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар - и разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи - чуть пожиже. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).


Золотые краски низким процентом содержания золота более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).

Рельефный декор.


Данный вид декора фарфоровой посуды вделан непосредственно в материал самого предмета граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Фарфоровая посуда либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.

История

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количества китайских изделий попадает в Европу.


Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По названию главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли «имари». Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Помимо красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

От случая к случаю попадая в Европу начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.

Во второй половине XV века в Италии делаются первые попытки подражать фарфору. В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.

В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. За ним последовали другие попытки - в Англии (д-р Дуайт и Френсис Плейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски усилившийся с начала XVII века ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки оставались безуспешными - в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Например, Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) проводил опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д"Антреколя, содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общетсвенности только в 1735 году.

Письмо Франсуа Ксавье д"Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты Бёттгера по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Бёттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

История в России.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I - большом его ценителе. По заданию Петра I русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене, но потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику, на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Потерпел неудачу и вроде бы проверенный на Руси способ развития науки и искусства - приглашение иностранных специалистов.
Оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”.
Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”, в те времена пользовавшегося большим авторитетом.

Перед Виноградовым встала задача - самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы, технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. В том числе - разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.

Более тысячи различных экспериментов было выполнено Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.

Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что ему давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него. В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова.

Маркировка фарфоровых изделий

Маркировка как способ указания принадлежности изделия к конкретному производству стала использоваться в Европе вскоре после создания крупных керамических мануфактур. Но еще задолго до этого, например, на дельфтском фаянсе XVII века воспроизводились восточные (японские и китайские) марки. Кстати, с этих же марок начинали и крупнейшие европейские фарфоровые фабрики - Мейсен и Вена.

Оригинальные марки впервые в Европе были введены на мейсенской мануфактуре в 1723-24 годах. Вслед за этим начали маркировать свои изделия и другие фабрики. Марки, как правило, были синими подглазурными и размещались на дне изделия. Долгое время наличие или отсутствие марки предоставлялось на усмотрение самих производителей фарфора и лишь в последней трети XVIII века в основных странах-изготовителях (Франция, Германия, Австрия) маркировка стала обязательной, причем, марки должны были регистрироваться в соответствующих государственных службах.

По мере увеличения числа фарфоровых производств в Европе и признания очевидного лидерства, а, следовательно, и наибольшей ценности изделий севрской, мейсенской, венской и некоторых других мануфактур, на первый план стала выходить такая функция маркировки, как защита от имитации и подделки. С этой целью, например, в XIX веке Севр, Вена и Берлин ввели практику двойного маркирования: одна марка - обычно синяя подглазурная - ставилась при изготовлении изделия, вторая - чаще всего красная - при его надглазурном декорировании.

Пример маркировки фарфора ранней династии Мин

Если говорить о содержании марок, то при всем их разнообразии можно выделить следующие основные элементы: названия фабрик или городов (местностей), где они расположены; фамилии, инициалы или монограммы владельцев либо их высоких покровителей; геральдические мотивы - короны, гербы или части гербов; фигуры животных, птиц, рыб; цветы или иные растения; корабли, якоря, другие морские мотивы; замки и различные строения; религиозные или мифологические мотивы; различного рода эмблемы и символы; геометрические фигуры.

Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах.

P.S. Как утверждают историки, фарфоровая чашка с ручкой - та, которую мы ежедневно наполняем душистым чаем - появилась не столь уж давно. Произошло это поистине важное событие около 1730 г. в Вене, когда какой-то изобретательный и предприимчивый мастер фарфоровых дел придумал снабдить китайскую гайвань (пиалу) боковой ручкой, и эта конструкция стала более удобной для европейцев - ведь до этого в течение многих лет они пили кофе из металлических чашечек с ручкой, а воду, пиво или молоко - из кружек.

Посуда изготавливается из самых разных материалов - стекла, керамики, дерева, фаянса, фарфора и даже пластика. Наиболее востребованными считаются изделия, для производства которых был использован фарфор, фаянс и керамика. Многих интересует вопрос о том, как отличить эти материалы друг от друга, а сделать это несложно.

Фарфоровая посуда


Фаянс и фарфор - отличия материалов:
  1. Фарфор - это керамика, которая характеризуется непроницаемостью для воздуха и воды, но в то же время имеющая незначительную толщину. Что же такое керамика? Ответ прост - это материал, который производится путем спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Что касается самого фарфора, то его основными составляющими считаются каолин (глина), полевой шпат и т. д. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом. На поверхности фарфора невозможно увидеть поры, так как таковые отсутствуют. Это и обеспечивает прочность фарфора, делающего его идеальным сырьем для производства посуды.
  2. Фаянс - это материал, который своими свойствами напоминает фарфор, однако фаянсовое изделие, в отличие от фарфорового, будет иметь мелкие поры. Чем отличается фарфор от фаянса? Последний поглощает определенное количество влаги (около 12%), в то время как для фарфора это свойство нехарактерно. Фаянс на 85% состоит из глины, чем и объясняется свойство материала к поглощению воды. Именно по этой причине все изделия из фаянса покрывают глазурью.

Фарфор и фаянс: виды

Прежде чем разобраться, как отличить фарфор от фаянса, следует узнать о видах этих материалов. Существуют такие виды фарфора:

  1. Твердый: получают путем двойного отжига под воздействием температуры от 1350 до 1450 градусов, что позволяет получить сверхпрочный материал для изготовления посуды. Условно твердый фарфор делят на такие виды: хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп твердого фарфора, то условно выделяют европейский (в его составе преобладает глина) и восточный (обжигают его при более щадящем температурном режиме, а сам фарфор содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают благодаря обжигу при температуре до 1350 градусов. Его цвет и характеристики во многом напоминают твердый фарфор, однако мягкий материал больше поддается воздействию перепадов температуры. Весь мягкий фарфор делят на европейский, французский и английский.

Что касается фаянса, то он бывает:

  • глиноземным;
  • шамотным;
  • известковым;
  • полевошпатовым.

Не секрет, что фарфор стоит дороже по сравнению с фаянсом, чем и пользуются недобросовестные продавцы изделий, изготовленных из этих материалов. Чтобы не попасться на уловки обманщиков, следует узнать, чем могут отличаться эти виды сырья для производства посуды.

Фаянсовый лебедь

Отличия

Фарфор или фаянс - как их различать:

  1. Следует взять изделие (это может быть кружка, тарелка, статуэтка и т. д.) и обратить внимание на его ободок. Если краешек, не покрытый глазурью, имеет белый цвет, то высока вероятность того, что рассматриваемое изделие произведено из фарфора.
  2. Затем тестируемый предмет следует рассмотреть на свету. Если он просвечивается, то это свидетельствует о том, что для его изготовления был использован фарфор. Что касается фаянса, то у него подобная характеристика отсутствует. Если проверяется объемное изделие, то следует обратить внимание на его дно. Отсутствие на нем глазури будет говорить о том, что изделие произведено из фарфора.
  3. Следует взять изделие и слегка ударить по нему металлическим предметом. Фарфор издаст чистый и звонкий звук. Что касается фаянса, то звук, исходящий при ударе об него, будет приглушенным.
  4. Со временем фаянс может терять свою привлекательность - на изделиях из такого материала образуются трещины. Для фарфора это явление нехарактерно.
  5. Можно оценить вес изделия. Если оно небольшое, но достаточно тяжелое, то это будет свидетельствовать о том, что изделие произведено из фаянса.
  6. Изделия из настоящего фарфора не покрываются краской, так как она искажает натуральный белый цвет материала. Посуда из фаянса практически вся цветная и пестрая.

Посуда и предметы декора из фарфора, в отличие от фаянсовых, имеют высокую стоимость. Чтобы не ошибиться при покупке фарфоровых изделий, предпочтение стоит отдавать товарам, предлагаемым под известными брендами.

Термин «фарфор» относится к широкому диапазону керамических изделий, которые изготавливаются при высоких температурах. Их отличительными чертами являются гладкая поверхность и низкая пористость. Эти свойства фарфора широко востребованы и поныне. Сложно отыскать какую-то отрасль промышленности или народного хозяйства, где бы он ни использовался.

Наиболее распространен декоративный фарфор, а также химическая посуда, зубные коронки и электрические изоляторы. Обычно белый или грязно-белый, на «выпекание» этот чудесный материал прибывает непрезентабельным куском керамики, которая приобретет привычный нам вид только после прожарки в высокотемпературных печах.

Преимущества китайских сервизов

В этой статье мы обсудим свойства и виды фарфора. Вы поймете, отчего во всем мире этот материал пользовался такой популярностью, что для его покупки снаряжались огромные экспедиции. За красивый сервиз, который сегодня можно купить в любом магазине, тогда могли убить.

Как ни странно, но изделия китайских мастеров с нынешней керамикой - только родственники, но не прямые. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить основные свойства фарфора, вышедшего из мастерских Поднебесной. Материалы очень похожи друг на друга: как нынешний, так и древний фарфор может быть глазированным или «природным». Но простая керамика гораздо мягче. И высококачественный сервиз из нее сделать не получится.

Отчего так происходит?

Такие свойства фарфора, как прочность и термоустойчивость, - плод высоких температур, при которых ведется производство истинной китайской керамики. Она производится при температуре 2 650 градусов по Фаренгейту (1 454 градуса Цельсия). Сравните это с 2 200 градусами по Фаренгейту (1 204 градуса Цельсия) для простого фарфора. Так как второй материал имеет более низкое качество, он не используется в химической промышленности и прочих технологичных отраслях науки. Кроме того, именно китайский фарфор высшего качества прозрачен на просвет. Грубая керамика такого эффекта дать не может.

Шпионские страсти

«Твердая паста», или истинный фарфор, впервые появилась в Китае во времена (618-907 гг.). Но действительно высококачественная продукция, по своим свойствам ничем не уступающая современной, стала известна миру только во времена династии Юань (1279-1368 гг.). Ранний китайский фарфор состоял из каолина (фарфоровая глина) и пегматита - грубого типа гранита.

Он был неизвестен европейским гончарам до начала импорта китайского оборудования в период Средневековья. Европейцы попытались дублировать свойства фарфора, но не преуспели в этом деле. Поскольку проанализировать его химический состав они были не в состоянии, изделия, производимые ими, напоминали изящную, хрупкую и в то же время прочную посуду только внешне. Получалось так себе. Чтобы добыть секрет производства истинного фарфора, разворачивались настоящие шпионские войны, однако китайцы пуще жизни берегли свою тайну.

Почему этот материал был так популярен? Причина - отличные физические свойства фарфора. Он прочнее обычной керамики, обладает высокой теплопроводностью, что позволяет заваривать в чайниках из него великолепный чай. Кроме того, за счет глазури фарфор обладает крайне малой маркостью, окрашиваясь только под воздействием синтетических пигментов. Чашки из древних китайских сервизов спустя многие века сохраняют белизну.

Эрзацы

После смешивания стекла с оксидом олова, чтобы получить непрозрачный материал, европейские ремесленники попытались объединить глину и Эти альтернативы стали известными как «мягкая паста», или искусственный фарфор. Но огорчали два неприятных обстоятельства: все эти материалы оказались слишком мягкими, из них невозможно было сделать действительно тонкие, изящные изделия, да и затраты на производство были слишком велики. Словом, свойства фарфора «эрзац-типа» были очень далеки от совершенства.

Имеются сведения, что наши мастера также владели искусством производства истинного фарфора, но все секреты русской керамики были утрачены в период татаро-монгольского нашествия, когда выжигались целые города вместе со всеми их обитателями. Определенного прорыва смогли достигнуть также англичане. Они создали «костяную» разновидность материала.

Но что такое основные свойства которого обеспечили ему невероятную популярность в старой Европе?

История создания

В 1707 году два немца по имени Эренфрид Вальтер фон Чимхаус и Йохан Фридрих Боттгер открывают более «вменяемый» способ производства, при котором используется глина и мелко размолотый полевой шпат. В XVII веке английские ремесленники узнали в ходе экспериментов, что практически идентичный китайскому фарфор можно получить, если добавить к этой смеси мелко размолотые пережженные кости.

Причем впоследствии оказалось, что английский вариант позволяет изготавливать прозрачную керамику при намного более низких температурах, что значительно удешевляло производство. Кроме того, фарфор из Туманного Альбиона намного хуже бился, был значительно прочнее. Так что неудивительно, что англичане вскоре завалили своими сервизами половину Старого и почти весь Новый Свет.

Каковы свойства костяного фарфора? Во-первых, изделия из него отличаются высокой прочностью при малом весе и тонкостенности. Во-вторых, эта разновидность керамики не может использоваться в химической промышленности, так как вещества, входящие в ее состав, вступают в реакцию с кислотами и щелочами.

Сырье

Как мы уже говорили, основные компоненты этого материала крайне просты: глина, полевой шпат, минералы с содержанием кальция. До сих пор различные компании соревнуются меж собой, так как быстро было установлено, что свойства фарфора и фаянса можно кардинально изменить, добавив в его состав новые элементы. Конечно, если опыт окажется удачным.

Несмотря на то что состав глины варьируется в зависимости от места ее добычи, все равно она превращается в стекло (за счет чего достигается гладкость конечного продукта) только при чрезвычайно высоких температурах. Но это справедливо только для тех случаев, когда глины не смешаны с материалами, порог витрификации которых ниже. В отличие от стекла, глина, однако, является термостабильной, то есть сохраняет свою форму даже при сильном нагревании.

Так что материал этот действительно уникален, поскольку объединяет низкую пористость стекла с устойчивостью и относительной прочностью простой керамики. В качестве основного типа сырья во все времена использовался каолин, гидроалюмосиликат. (содержащий силикат алюминия) и кремень, тип твердого кварца, являются чрезвычайно важными компонентами любого типа фарфора. Они расплавляются во время нагревания, связывая материал в единой целое.

Кварц - «сердце» фарфора

Это залог прочности. Свойства фарфора (и его применение) во много обусловлены именно этой характеристикой: он плохо бьется (если сравнивать со стеклом), а малые расстояния между частицами обеспечивают непроницаемость материала для воздуха, воды, прочих соединений.

Кварц является «сплавом» кислорода и кремния - двух самых распространенных элементов в земной коре. У него есть три функциональных формы: непосредственно кварц (кристаллы), опал (аморфная разновидность) и песок (смешанная, грязная фракция). В общем-то, кварц с давних пор используется в ремесленном производстве. Фарфор может также содержать глинозем и стеатит, более известный как «мыльный камень».

Производственный процесс

После того как сырье будет отобрано и взвешено, оно поступает на производство. Во-первых, оно очищается и перемалывается до очень мелких фракций. После этого все компоненты смешиваются в необходимой пропорции, зависящей как от условий производства, так и от характеристик конечных изделий. Как только последние сформированы, они могут быть отправлены в печь сразу же, или же подвергаются предварительной очистке и дальнейшему нанесению слоя глазури.

Конечно, в ее роли сперва выступает размолотое стекло. И только после этого будущие вазы, чашки, унитазы и зубные коронки отправляются в жерло печи. А сейчас рассмотрим каждый этап в отдельности. Как-никак, от их успешности зависят свойства фарфора и его применение!

Размельчение сырья

Пожалуй, это одна из наиболее важных операций, так как от тщательности ее проведения зависит качество конечного изделия. Размельчение производится при помощи огромных механических барабанных дробилок. На втором проходе размер частиц доводится до 0,25 см. Чтобы превратить исходное сырье в мелкую пыль, используют особые, шаровые дробилки. Это огромные стальные цилиндры, заполненные металлическими шариками. Когда вся конструкция вращается, частицы сырья превращаются в однородную массу крайне мелкого помола.

Очистка и смешивание

Смесь пропускается через тонкие фильтры, а затем подается на специальный «конвейер», представляющий собой наклонно расположенные стальные листы. Они вибрируют, в результате чего сырье не только автоматически перемешивается, но и сортируется, так как наиболее крупные частицы выталкиваются наверх. Если требуется подача смоченного материала, то на линии в автоматическом порядке распыляется вода.

Иногда используются фильтры с мощными магнитами, так как последние позволяют удалить мельчайшие примеси железа. Последнее, если попадет в готовую продукцию, сообщит ему нежелательный красный оттенок. После этого готовые изделия отправляют в печь, где идет обжиг при уже указанных нами температурах.

От каких условий производства могут зависеть свойства продукции?

Следует отметить, что во время окончательного обжига происходит множество процессов, от которых напрямую зависят свойства Во-первых, сжигаются все углеродные органические примеси, выпариваются излишки воды, из толщи будущего изделия выходят различные газообразные фракции. Если при этом температура не будет доведена до 1100 градусов по шкале Цельсия, то кремний и прочие компоненты глазури не смогут расплавиться, а значит, не сформируют на поверхности керамики гладкого и химически нейтрального слоя.

Кроме того, эти соединения необходимы для сокращения расстояния между частицами материалов, для более надежного соединения их друг с другом. После того как желаемая плотность достигнута, изделие охлаждается, в результате чего глазурь «стягивается», становится гладкой и особо прочной.

Итоги

Так зачем же мы все это описывали? Все дело в том, что свойства этого материала теснейшим образом зависят от особенностей и условий его изготовления. Например, прочность зависит от процента содержания в массе полевого шпата, да и количество пор в фарфоре тем меньше, чем шпата больше. По мере растворения в стекле кварца и остатка, полученного от разложения глинистого вещества, скелет фарфорового материала становится слабее, и деформации возрастают. В зависимости от тонкости помола кварца, состава массы, температуры и продолжительности обжига, в состав стекловидной фазы входит от 15 до 40 % всего введенного в массу кварца. Чем его больше, тем фарфор тоньше и «воздушнее».

Свойства как диэлектриков характеризуются в основном сопротивлением прохождению электрического тока в материале и на поверхности изолятора. Различают удельное объемное и удельное поверхностное сопротивление фарфора.

Помимо этого, огромное практическое значение имеют химические свойства фарфора. Точнее, их отсутствие. Глазированная керамика с добавлением большого количества полевого шпата и кварца является химически нейтральной. Думаете, отчего ступки фармацевтов и химиков сделаны именно из этого материала? Он намного прочнее стекла, но при этом не вступает в реакцию.

Современное положение дел

Сегодня керамика (и фарфор в частности) переживает второе рождение. Оказалось, что эти материалы могут быть использованы в производстве различных типов микроэлектроники. Важность этого для современной цивилизации объяснять не нужно. Также ученые выяснили, что при добавлении определенных присадок прочность фарфора возрастает в геометрической прогрессии. В настоящее время ведутся даже перспективные исследования в области создания на его основе новых типов брони. Так что не унитазами едиными!

Наконец, все большее значение этот материал приобретает в медицине. Различные протезы и великолепные зубные коронки - на них спрос возрастает с каждым годом. Так что еще очень долго будет оставаться актуальным.

Что такое фарфор

Фарфор — это особый вид керамики (то есть изделий из глины с особыми добавками, прошедшей обжиг), обладающий рядом замечательных свойств. Прежде всего, фарфор непроницаем для жидкостей и газов, что даёт возможность производить фарфоровую посуду. Он обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью и электроизоляционными свойствами.

Фарфор применяют не только для изготовления высококачественной посуды и художественно-декоративных изделий, но также и при создании санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и прочих утилитарных предметов.

История фарфора

Фарфор в английском языке не даром зачастую называют словом china, ведь его родина — Китай. Считается, что различные виды керамики в Китае производились ещё 10 000 лет назад, но настоящий фарфор появился лишь в VII веке н. э. С присущей восточным людям старательностью, секрет фарфора долгие века хранился в строжайшем секрете, и лишь в начале XVIII века в производство фарфора началось в Европе.

Открытие европейского фарфора произошло в 1708 г. саксонскими экспериментаторами Чирнгаузом и Бёттгером. До этого события в Европе было предпринято множество попыток разгадать секрет китайского фарфора, но в результате получались материалы более близкие к стеклу и напоминавшие фарфор лишь отдалённо. Иоганн Фридрих Беттгер (1682-1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако «настоящий» фарфор ещё предстояло получить. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.

Секрет изготовления фарфора

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, рецептура белого фарфора была уже определена.

Современный фарфор

Сейчас фарфор изготавливается на фабриках в промышленных масштабах. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой Фарфор называется полевошпатовым).

Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Твёрдый и мягкий фарфор

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Способы декорирования фарфора

Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.

Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожжённую глазурованную поверхность фарфорового изделия.

Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок, как их ещё называют) проходит при 820 — 870 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.

Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая чёрная или коричневая жидкость, содержащая 12 — 32 % золота для блестящей позолоты фарфора или 52 % мелкой золотой пыли и химически растворённого золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остаётся матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске.

История фарфора в Российской империи

В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре 1 — большом его ценителе. По заданию Петра 1 русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене и потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Первая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен.

После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами — М. В. Ломоносовым и Р. Райзером — по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”.

Перед Виноградовым встала задача — самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача встала — разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” (№ 23) появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы.

Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым.

Советский агитационный фарфор

Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор.

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент.

Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники — П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка.

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Шекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни — матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего «Интернационал». На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: «На помощь голодающему населению Поволжья!», «Голод», «Голодному».

Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

Кстати

Некоторые производители маркируют свои фарфоровые изделия на донышке обозначением «CHINA. Made in ——». Покупателей часто ставит в тупик это словосочетание. Но ценители точно знают ответ: «CHINA» — это международное обозначение высококачественного костяного фарфора. Произошло оно от искаженного титула китайского императора, который в глубокой древности владел монополией на производство столового фарфора. Иногда на клейме заводов-производителей фарфора стоят слова Fine Bone China, что означает настоящий костяной фарфор. Сейчас костяной фарфор популярен как никогда. Это справедливо и по отношению к столовому фарфору Royal Fine China. Своим чистым белым цветом, прозрачностью и легкостью, но в то же время непревзойденной прочностью костяной фарфор прочно занял лидирующие место на полках истинных ценителей и даже коллекционеров фарфора. Считается, что аналогов костяному фарфору по его качествам и прочности нет во всем мире.

По британским стандартам качества фарфор называют Bone China, если содержание костяного пепла в нем превышает 35%. Костяной фарфор молочно-белым цветом, прозрачностью и невесомостью завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.

Надпись Fine Bone China означает настоящий костяной фарфор.