Как организовать свою первую выставку: советы профессионального художника. Мысли о фотовыставке Правила оформления фотографий для выставки

Сегодня пока жу вам репортаж о том, как печатаются фотографии. За процессом бдительно следит идейный вдохновитель и фактически реализатор всей подготовки - Юра, он же и снимал как это делают. Сейчас спросите - почему я сам не печатаю фото? Ну во-первых, признаюсь, что у Юры за плечами подготовка нескольких очень серьезных фотовыставок, поэтому опыта у него в разы больше. Опять же под боком у него печатник, с которым не первый раз работает вместе, и которому можно доверять.

1. Вот так выглядит фото формата 90 на 60. Размер имеет значение)


Я наверное забыл похвастаться - у меня будет персональная выставка. Пройдет в Москве с 25 февраля по 6 марта, в Фотоцентре на Гоголевском бульваре. На фотовыставке будут представлены аж 73 фоторабот, из них 45 фото 60 на 40 и 28 фото большего размера 90 на 60 см. Торжественное открытие выставки состоится 25 февраля в 18:30. Я вас всех приглашу еще отдельным постом с афишей, ближе к выставке, а то все равно забудете) А потом выставка отправится в Киев

Взят у anton_petrus в Как печатают фото на выставку?

2. Фото печатаются в Барнауле в фирме "Фотокурьер", выставки у них печатаем не в первый раз и они никогда не подводили, всегда качественно делают работу, в нужный срок и всегда готовы сделать скидку) Тем, кто печатает в Барнауле очень рекомендуем эту фирму. Директор - Фокиев Владимир Алексеевич всегда лично контролирует такие заказы. Кто живет в тех краях - "Фотокурьер", Барнаул, ул. Кирова 49А

3. Интерьерная широкоформатная печать на самоклеющейся пленке и накатаная на пластик (ПВХ) толщиной 3 и 5 мм - вот как называется наш процесс печати)

4. Из плоттера вылазят алтайские фото и кусочек Норвегии. Выставка посвящена тому, к чему я стремлюсь всю жизнь - Горам. Вы сможете увидеть фото сделанные В Норвегии, Израиле, Непале, России и Украине. Много карпатских и алтайских фото. Кроме всего прочего хотелось бы показать, что у красоты нет границ, условностей, все это только в наших головах.

5. Демерджи и Каппадокия, еще вагон интересного)

6. На этом фото видно, как пленку наклеивают на пластик. Если бы это делал я, то пузырьков в результате было бы огромное количество)

7. Титанический труд, как по мне, да еще и ювелирный - только для людей с крепкими нервами. Я б даже смотреть спокойно не смог на этот процесс...

8. И постоянный контроль качества! Чуть что не так - сразу по рукам)

9. В общем сейчас над оформлением фотографий к выставке трудится весь коллектив фирмы "Фотокурьер". И работы там по-крайней мере на неделю.

10. Вот уже готовая работа формата 60 на 40, снятая в Норвегии. Домик для интровертов)

11. И один из каскадов урочища Хапхал, Крым

Выставка проходит под абсолютной подержкой "Мастерской Приключений" . Низкий поклон и обнимашки!
Добро пожаловать в наши путешествия!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ .

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Выставки фотографий во многом отличаются от выставок изобразительного искусства. Но любая выставка начинается с подготовки материальной базы: выбор помещения, его ремонт, освещение, цвет стен, вентиляция, стекла и прочее.

Организаторам ее нужно думать не только о дне сегодняшнем, но и о том, чтобы в следующий раз не повторять уже сделанное.

Помещение

Оно может быть любым. Самыми неподходящими для фотовыставок являются специально спроектированные залы со сплошным остеклением.


Где вешать работы?

Освещение неуправляемо. Днем работы не видны из-за световых бликов. Такие окна обязательно требуют жалюзи или штор. Для клубного выставочного зала достаточно 50кв.м .

Городской выставочный зал должен быть большим - до 200кв.м . В помещении с высокими потолками, да еще с трубами, вентиляционными коробами, желательно устройство подвесного потолка с вмонтированным верхним общим светом. Стены нужно покрасить в нейтрально-серый цвет как можно более светлого оттенка.

Плохо смотрится отделка стен деревоплитой. Теплый фактурный тон стен будет как бы выпирать вперед и мешать восприятию черно-белой фотографии.

Освещение

Наилучшим является сочетание общего верхнего света (лампы дневного света) и направленного (лампы накаливания с узким пучком света). Если помещение удлиненное, типа коридора, посредине потолка желательно сделать сплошную линию ламп дневного света, закрыть их отражателями от прямого попадания света в глаза зрителю. И тогда в помещении будет мягкий направленный свет.

Стоит ли устраивать лабиринты в выставочных залах?

Если помещение приближается к квадрату, естественно, нужно разделить его перегородками. Не нужно пугать зрителя “безвыходностью”. Всегда должна быть простая генеральная линия осмотра экспозиции. Для обзора работы удобнее всего расстояние примерно в 2м, а между стендами - не меньше 4м .

Для крепления шнура на стенах - у потолка по всей длине штанги (трубы диаметром 20мм ). Помещение должно быть сухим, с хорошей вентиляцией.

Для оформления фотографий нарезается оконное стекло размером 50х60см . Под это стекло режется такого же размера оргалит. Он достаточно жесткий, не прогибается, фотографии нет выпадают. Если не найдете оргалит, можно использовать такой же толщины стекло. Паспарту можно изготовить из белой и черной бумаги такого же размера. Затем оргалит, паспарту, фотографию и стекло закрепляют зажимами (клеммерами), которые продаются в художественных салонах. На каждый такой “бутерброд” понадобится по 3 зажима. Один снизу и 2 по бокам.


Оптимален ли размер 50х60см?

Сейчас популярны отпечатки 30х40см и меньше. Поэтому паспарту 50х60см кажутся великоватыми для них. Можно большую часть стекол и оргалита нарезать по 40х50см Вообще, стекол надо заказывать больше потребности - они часто бьются.

Шпагат для развески фотографий должен быть прочным, светлым. Толстая рыболовная леска не годится - вытягивается. Можно обходиться и без паспарту. Тогда сам оргалит красится поролоновым валиком в белый, черный или темно-серый цвет. На черный цвет аэрографом напыляется равномерно очень немного белил. Появляется почти не незаметная глазу фактура. Тут важно соблюсти меру - слишком активная фактура будет отвлекать от фотографии. Даже черный цвет рекомендуется сделать чуть сероватым, чтобы самый глубокий тон на фотографии был чернее фона. От паспарту зависит очень многое. Темно-серая фактурная бумага не годится из-за несколько синеватого оттенка и отвлекающей от фотографии фактуры.

Нельзя приклеивать фотографии к паспарту. Испортится и работа, и фон. Два кусочка поролона толщиной 1см, проложенные между ними, надежно укрепят фотографию после зажима.

Какой фон предпочтительнее? Черный или белый?

Конечно, выставка будет смотреться лучше, если все паспарту одинаковы, но все-таки к светлым фотографиям подходят белые паспарту, а к темным- черные. Вы оформили все фотографии. Начинается самая интересная и ответственная работа.

Как их экспонировать ?

Работы должны висеть на уровне глаз человека среднего роста. Расстояние между снимками не должно быть менее половины паспарту, если они развешены в один ряд. Если в 2 ряда - не меньше всей ширины паспарту.

Оптимальное количество работ, на наш взгляд, 80-100: зритель успевает эмоционально воспринять и запомнить большинство фотографий. Всю выставку желательно компоновать по эмоциональным, стилистическим блокам.

Нужно избегать стыковки контрастных по стилю работ.

Мягким поэтическим фотографиям будет мешать соседство формальных, графических, контрастных работ, философским обобщениям - забавные сценки.

Серии нужно развешивать в одной плоскости, ближе друг к другу, а между ними делать разрядку.

Нельзя также превращать выставку в живописно раскиданные по стене картины.

Плохо смотрятся работы, повешенные над дверьми, на колоннах, в оконных проемах!

На отчетной клубной выставке целесообразно формировать авторские блоки. Ретроспективная выставка предполагает, естественно, хронологическую последовательность. Персональную желательно разделить по жанрам (пейзаж, натюрморт, портрет).

При отборе работ нужно руководствоваться одним принципом: лучше меньше, да лучше. Пожалейте зрителя - не выставляйте слабые работы! Их появление на выставке дезориентирует автора (особенно молодого) и унижает зрителя. А ведь любая выставка в первую очередь делается для него.

Выставка - это праздник для зрителя, волнующее событие для автора, и от всей предварительной работы во многом зависит ее успех.

Сегодня мы поговорим о том, как можно организовать свою первую фотовыставку. Мы не беремся говорить о чем-то отстраненном, а поговорим о нашем личном опыте. Во-первых, мы считаем, что в принципе, организовать фотовыставку достаточно просто, главное, как и во всем, иметь желание. Размышляя над своей собственной фотовыставкой, мы решили проверить свои возможности и постарались максимум сделать все самостоятельно, от оформления самой выставки и размещения работ, до нарезания бутербродов и проведения презентации. Наша выставка оказалась настолько же запланированной, насколько и спонтанной. Находясь, сначала, в долгом размышлении о ней, в конечном итоге, сами приготовления прошли, примерно, в три недели. Далее мы попытаемся рассказать и о том, как в принципе организовать фотовыставку, рассмотрев варианты помощи в организации со стороны и вариант личных финансовых затрат на организацию первой фотовыставки.

Тематика первой фотовыставки

И все так, если вы постоянно работаете в одном жанре, тематика и подбор фотографий для вас, безусловно, будет понятен. Более того, определившись с жанром один раз, вы всегда сможете логично и уверенно убедить всех в своем выборе. Если вы работает в различных направлениях, то для организации своей первой фотовыставки вы отвечаете себе на вопрос – что конкретно вы хотите показать миру из своих работ. В нашем случае – это был выбор всех, на наш взгляд, достойных работ. Это были и пейзажи, и уличная фотография, и макро, и архитектурный пейзаж, и натюрморт. Всего 40 фотографий. Что самое примечательно, что чем больше вы будете отбирать фотографии из своих работ, тем меньше они вам будут нравиться. Можно привлечь к выбору работ нескольких ваших друзей, предоставив им на выбор фотографии, с тем, что бы каждый отметил наиболее понравившиеся. Так у вас, по крайней мере, сложить представление о том, на что пойдут смотреть все остальные люди.

Как найти деньги для проведения первой фотовыставки

Самый простой и верный способ – это решиться и вложить свои собственные деньги. В этом случае – вы ни от кого не будете зависеть и ни кому ничего не будете должны.

Затраты на проведение самой выставки можно разделить на несколько этапов и готовиться к ней можно, тоже, поэтапно. Первое, вокруг чего все крутится, это собственно, сами фотографии. Работу по печати фотографий можно начинать сразу, как только вы решились на проведение первой фотовыставки. Если это будет спонтанное решение, тогда придется сразу потратить N-ю сумму денег на печать фотографий. Сэкономить на печати фотографий можно, если печатать сами фотографии не в фотоателье, а в типографии. Сегодня многие типографии предлагают хорошую фотопечать на бумаге разной плотности и веса. И цена за печать в типографии, примерно в два раза меньше, чем на фотобумаге в фотоателье. И такие работы плотнее по весу и не нуждаются в дополнительных паспарту, рамках и тд.

В нашем случае – это были более 40-ка работ, отпечатанных в типографии. Вес работ и плотность бумаги были раза в два больше, чем у обычной фотографии. И, тем не менее, на качестве самих фотографий мало отразилась их печать не в ателье. Печать приблизительно 50 фоторабот в типографии может стоить до одной тысячи гривен.

Пространство для первой фотовыставки

После того, как вы распечатали все планируемые к выставке фотографии, необходимо подыскать место для ее проведения.

Для начала, можно выяснить – сколько галерей и музеев находиться в вашем городе. Мы считаем, что во всех поисках и переговорах первостепенным является человеческий фактор. И если вы, любезно, перезвоните в каждую из галерей, подробно рассказав, о том, что бы вы хотели сделать, какая-то из них все-таки согласиться разместить ваши работы. При договоренности можно говорить о том, что вы сами не претендуете на деньги, и собранные в экспозиции деньги идут в пользу галереи, с тем, что вы сами ничего не будете платить. Еще один из вариантов организации своего выставочного пространства, можно обратиться с официальным письмом в ваше муниципальное управление культуры, рассказать о себе и предложить свои работы в качестве завершенной выставки. Так одним из вариантов, может стать проведение дня города в вашем городе, и ваша первая фотовыставка вполне может стать одним из городских праздничных мероприятий.

Еще один вариант поиска пространства, без того что бы лично обзванивать все музеи и галерей – это вариант «по знакомству». Скорее всего, у вас есть знакомый знакомого, который вполне сможет помочь в этом вопросе.

В нашем случае – это был последний из перечисленных вариантов. И организация пространства под нашу выставку получилось благодаря знакомству.

Оформление работ и пространства первой фотовыставки

Находясь в поиске оптимального оформления работ, мы познакомились с целым рядом возможного оформления. Естественно, оформление работ сопряжено с материальными возможностями.

Самый дорогой вид оформления работ – это печать на холсте. Многие типографии сегодня предлагают услугу интерьерной печати на холстах. Цены такой печати начинают свой отсчет от 200 грн. (15 у.е.) за единицу. Такие работы вряд ли можно назвать фотографической классикой, потому как по своим качественным показателям приближаются к живописи и напоминают инсталляцию. Такой вариант оформления работ будет уместен, во-первых, если вам позволяют это сделать финансы, и, во-вторых, если ваши работы достаточно концептуальны и вы видите, что их можно разместить только на холсте.

Самый распространенный вариант оформления работ для выставки – это фотографии, обрамленные в рамки. Для выставки, как нам кажется, минимальный размер фотографии, должен быть А3. Даже если вы будете печатать фотографии в типографии, цена одной такой фотографии будет равняться, приблизительно – 20 грн (1,5 у.е.). Цена рамочки под такую фотографию, приблизительно – 80 грн (6 у.е.). Так что оформление одной полноценной работы выйдет 100 грн (7,5 у.е.). От количества заявленных к выставке работ можно определить общую сумму затрат.

Еще одни вариант – это печать на новом материале, который называется – пенокартон. Вообще этот материал используется в строительной отрасли, но уже ряд типографий и фотоателье, подхватили идею интерьерной фотопечати на пенокартоне. Название материала говорит само за себя. Это прессованный картон, толщина которого варьируется до одного сантиметра. Используя этот материал, вам не придется тратить деньги на рамки, потому как, саму печать можно заказать с паспарту и работа будет выглядеть законченной. Цена печати за единицу, в зависимости от размера, начинается от ста гривен (7,5 у.е.).

В нашем случае мы использовали типографическую печать. Вес и плотность работ позволил нам разместить их без рамок, используя декоративную ленту.

Открытие первой фотовыставки. Фуршет

Вы долго готовились к этому важному событию в своей жизни. Естественно, разделить вашу личную радость придут ваши родственники и друзья. И вполне естественно, что вам необходимо будет их чем-то угощать на торжественном открытии. Фуршет, сам по себе, является неотъемлемой частью любой презентации, а тем более открытия фотовыставки. Соизмеряя свои возможности вам необходимо приблизительно прикинуть количество гостей и возможное наполнение самого фуршета. Стандартным набором выпивки являются: шампанское или белое сухое вино, сок и минеральная вода. Закуской можно использовать канапе, небольшие бутерброды, конфеты. Можно ограничиться небольшими фруктами (виноградом) и конфетами. Если у вас нет большого количества стеклянных бокалов их можно, либо купить, либо взять напрокат. Организовывая выставку в галереи или музее, можно уточнить у администраторов, скорее всего они или знают где можно взять посуду напрокат, или такая посуда будет у них в наличии.

Заключение

Вообще – в жизни нет ничего невозможного и организация первой фотовыставки не исключение. Загоревшись сильно идеей проведения своей персональной первой фотовыставки, вы заметите, как в вашу жизнь неожиданно приходят именно «те», необходимые люди, будут происходить именно «те» необходимые события. Еще, не забудьте приготовить красивый блокнот для того, что бы ваши гости смогли что-то приятно написать вам, после просмотра ваших работ. Эти милые пожелания и небольшая похвала поможет вам и в дальнейшем чувствовать свою собственную необходимость в творчестве. Нам бы очень хотелось, что бы у вас все получилось, и мы с удовольствием напишем о вас и вашей первой персональной фотовыставке. Желаем удачи.

Любая выставка это, прежде всего тусовка. Фотовыставки проводятся для достижения двух основных целей:
1. Пиар
2. Возможность продать некоторые работы. Что делать с полученными деньгами каждый решает сам. Кто-то забирает себе, кто — то тратит на благотворительность.
количество
Что бы организовать свою фотовыставку нужно собрать некоторое количество экспонатов. Вряд ли выставка с 5ю фотографиями будет кому-то интересна. Но и переусердствовать, тоже не стоит. Сто фотографий это очень много. Если конечно в ваших фотографиях вы не рассказываете жизнь целого человека.

Тема для фотовыставки

Как правило, выставка имеет какую-то направленность или тематику . Например: Жизнь ночного города, Бесконечность или апокалипсис сегодня. Тематика может быть любая, но фотографии, которые вы будете там выставлять, должны показывать ваше видение на эту тему. Такие выставки всегда более интересны зрителю. Выставки так же бывают и тематическими. Например, ежегодная выставка свадебной фотографии.

Оформление фотовыставки

Все фотографии на фотовыставке должны, оформлены в едином стиле . Тогда это будет смотреться лаконично и интересно. Сейчас очень популярно печатать фотографии размером 30 на 60 или 40 на 80, клеить их на пенокартон. Это получается дешевле, да и в будущем хранить удобнее. Если хочется чего-то большего, то хорошо бы фотографии оформлять в красивую рамку, под стеклом и обязательно с использованием паспарту. Но это уже будет на порядок дороже.

Место для фотовыставки

Место для проведения фотовыставки стоит подбирать тщательно. Очень важно обращать внимание на свет. При плохом свете фотографии могут не смотреться. Так же место должно быть проходное. Сейчас стало модным устраивать фотовыставки в торгово-развлекательных центрах. Конечно, это не так солидно, как модная художественная галерея, но для начала пойдет. Народу там ходит обычно много, поэтому есть не плоха возможность засветить свое имя.

Идеальный вариант, это когда за место вам платить не надо. Такое случается и довольно часто. Тому, кто дает место для фотовыставки, самому интересно привлечь новых посетителей, которые могут стать клиентами. Если же за аренду надо платить, то есть смысл делать выставку с участием других фотографов.

Организация фотовыставки

Пик выставки, это ваше выступление перед зрителями. У многих наверняка возникнут какие-то вопросы. Вам как автору на выставке быть просто необходимо, иначе это может расценено как неуважение к зрителю. Если у вас благотворительная выставка, не стесняйтесь об этом заявить. Особенно если вы действительно ставите перед собой цели помочь нуждающимся.

». Сегодня мы поговорим о том, какие материалы используются для качественного оформления фотографий, чем они отличаются друг от друга.

Перед нами — базовая схема оформления произведений изобразительного искусства. Существуют более сложные оформительские схемы, однако мы не будем их рассматривать в этой статье, т.к. они редко использутся в реальной практике, особенно применительно к фотографии, и в любом случае выходят за рамки оформления музейно-галерейного уровня.

В основе оформительской схемы лежит так называемый базовый «бутерброд», состоящий из четырех слоев. Сверху вниз:

1) Картон с вырезанным окном паспарту
2) Сама фотография
3) Клеевая основа или монтажная лента
4) Задний (подложный) картон


Такой «бутерброд» сам по себе может являться законченным произведением искусства, если он выполнен по специальным технологиям из специальных материалов, обеспечивающих хранение отпечатка в течение длительного времени. Оформление в виде «бутерброда» часто используется для портфолио фотографа, хранения фотографий в частных коллекциях и запасниках музеев. Именно в виде такого бутерброда отпечатки часто продаются на аукционах, в галереях и даже в обычных туристических и книжных магазинах.

При этом авторская подпись и информация об отпечатке (тираж, номер копии, дата съемки негатива, дата печати), а также сертификационные штампы даркрума/галереи (иногда штампы и автографы печатника и мастера-оформителя) ставятся на его задней части.


Раму и стекло оформленный «бутерброд» получает, как правило, уже тогда, когда требуется выставить фотографию на обозрение — в музее, галерее, на выставке, для приватного просмотра или для оформления интерьера. При этом чаще всего рамку подбирает под свой вкус и задачи покупатель фотографии, а не автор.


Таким образом, в разных случаях могут отсутствовать или присутствовать разные слои представленной оформительской схемы. В общем виде любой слой является опциональным. Даже в базовом «бутерброде» может отсутствовать, скажем, паспарту.


Именно такое оформление предпочитал, например, известный фотограф Ансель Адамс. Более того, он считал, что автор не закончил свою работу, если не смонтировал фотографический отпечаток на картон, и подписывал именно картон с прикатанным отпечатком, а не отпечаток. Паспарту при этом он использовал редко.

Чуть забегая вперед, хочу отметить, что вопреки бытующему мнению о дороговизне оформления в качественные бескислотные материалы, при грамотном подходе стоимость таких услуг не является запредельной. Например, в лаборатории SREDA Film Lab приведенные выше изделия размером 30х30 см обходятся заказчикам всего в 1216 руб (с паспарту) и 601 руб (без паспарту).

Оформление на картоне без паспарту, подходит также для работ, которые содержат подпись на техническом белом поле отпечатка. Впрочем, для такого случая не представляет труда добавить паспарту таким образом, чтобы белая рамка с подписью оказалась не прикрыта им. Именно для этого опытные фотографы ставят подпись ближе к краю изображения и оставляют белое пространство снизу подписи.


Если говорить о качественном оформлении фотографии, которую предполагается сохранить на будущее или продать, принципиальное значение имеет картон и клеевая основа, из которых изготавливается базовый «бутерброд». Именно с его описания и начнем.

Картон для паспарту

Профессионалы оформления выделяют три категории качества картона для паспарту: стандартный,консервационный и музейный хлопковый.

Консервационный и музейный картоны используются для оформления произведений искусств, которые следует сохранить на будущее. Стандартный картон подходит для оформления изображений, не представляющих художественной ценности, а также для оформления работ, не требующих длительного хранения (например, для одноразовых выставок).

Для качественного оформления фотографических отпечатков вместо картона никогда не используют такие материалы как стандартный пенокартон, МДФ, ДВП, макулатурный, переплетный картон, аллюминиево-графитовый композит «дибонд» и т.д.

Стандартный картон

Обычно производится из неочищенной древесной массы. Несмотря на то, что некоторые виды стандартного картона очищены до определенной степени, они все равно не соответствуют консервационным стандартам. Древесная масса содержит лигнин, который со временем способствует повышению кислотности материала. Кислота проявляется в виде коричневых пятен на поверхности картона, которые со временем могут мигрировать на саму картину, особенно в углах окон паспарту.

Самую большую угрозу для произведения искусства представляет использование стандартного картона в качестве основного паспарту и подложки. Даже картон, обработанный карбонатом кальция до рН-уровня более 7, не подходит для консервационного оформления, так как подобная обработка только откладывает во времени выход кислоты.

Консервационный картон

Консервационный картон производится из древесной массы, прошедшей процесс химической очистки, после которой в ней остается лишь небольшое содержание лигнина. Консервационный картон не должен содержать переработанных отходов и может включать в себя элементы хлопковых волокон. Встречается как в однослойном, так и в трехслойном виде. Если это трехслойный картон, то и бумага, которая в нем используется, и сердцевина должны быть консервационного качества.

Консервационный картон всегда обрабатывают карбонатом кальция для того, чтобы восстановить его щелочной уровень. Изначально рН должен быть около 8,2. Как и в музейном хлопковом картоне, рН-уровень имеет тенденцию к незначительному снижению (согласно синтетическим тестам по искусственному «состариванию» на 100 лет). Консервационный картон представлен более широким выбором цветов, чем музейный хлопковый картон.

Консервационный картон обладает значительно более низкой степенью воздействия на произведение искусства и подходит для оформления фотографий с сохранностью без изменений в течение длительного времени (25-50 и более лет согласно синтетическим тестам).

Музейный хлопковый картон

Производится из 100% хлопковых волокон и не содержит отходов. Хлопковые волокна — чистый вид целлюлозы, который не содержат лигнин. В этом основное преимущество музейного картона, который позволяет сохранять фотографии в течение 100-200 лет и более согласно синтетическим тестам.

Процесс переработки хлопковых волокон в бумажную целлюлозу очень прост, а так как они изначально белые, им практически не требуется отбеливание, в отличие от древесной массы. В большинстве случаев музейный хлопковый картон обрабатывается карбонатом кальция для повышения его щелочного уровня. Это необходимая мера защиты от вредного воздействия окружающей среды, кроме того, это помогает замедлить естественные процессы старения.

При производстве музейного хлопкового картона используются максимально чистые материалы — органические красители, щелочные связки, клеи из натурального крахмала и воды, без содержания квасцов и других загрязнителей.

Изначально рН-уровень музейного картона составляет от 7,5 до 8,5, и со временем эти показатели снижаются очень незначительно (согласно проведенным тестам по искусственному «состариванию» на 100 лет).

Музейный хлопковый картон бывает однослойным и трехслойным, но представлен в ограниченной цветовой гамме. Выбор цветов консервационного картона больше.

Картон, сделанный из хлопковых волокон, с облицовкой консервационного качества считается консервационным, так как музейный картон должен состоять исключительно из хлопковых волокон и не содержать древесной массы.

Наивысший уровень консервационного оформления предполагает работу с музейным картоном. Однако синтетические тесты на старение показали, что его свойства немного лучше, чем у консервационного картона, а цена значительно выше. Поэтому многие профессионалы используют консервационный картон на протяжении многих лет и доверяют ему.

Задний картон

Все популярные материалы для заднего картона и усиливающих задников (МДФ, ДВП, макулатурный, переплетный картон, стандартный пенокартон, аллюминиево-графитовый композит «дибонд» и т.д.) содержат кислоту и примеси, которые угрожают произведению искусства. Поэтому для консервационного оформления, предполагающего сохранность в течение длительного времени, очень важно, чтобы сзади к картине прилегала подложка, выполненная из специальных бескислотных материалов. К таким материалам относятся бескислотный картон и бескислотный пенокартон.

Стандартные (небескислотные) задники не желательно, но можно использовать для усиления общей жесткости оформительской конструкции (например, в случае больших работ). Однако в этом случае между ними и изображением должна находиться подложка из бескислотного задника. Для большинства работ средних и малых размеров достаточно бескислотного задника без дополнительного усиления.

Обычно для задника используется картон 2 мм толщиной, но для крупных работ может потребоваться картон толщиной 2,5-6 мм.

Специальный бескислотный задний картон поставляется в наиболее востребованных толщинах 2 и 2,5 мм. Он производится из специального сырья, дополнительно буферизирован до бескислотного уровня, обладает хорошей жесткостью и не дает усадки в термопрессе. Этот вариант является решением для оформления ценных произведений искусства.

Для работ небольших и средних размеров в качестве бескислотного задника может использоваться тот же бескислотный картон, что и для паспарту.

Клеевые основы

Существует несколько способов монтажа фотоотпечатка между паспарту и задним картоном. Наиболее популярный — с помощью Т-образных подвесок из клейкой бумаги с водорастворимым клеевым слоем или из самоклеящейся водообратимой ленты. Использование любого скотча, маскировочной, посылочной или строительной ленты недопустимо даже для оформления в стандартный картон, поскольку клеевые основы таких материалов крайне агрессивны по отношению к фотографическому отпечатку.

В случае консервационного оформления в бескислотный картон для Т-образных подвесок используется исключительно консервационная лента высокого качества, очищенная от кислоты. Работа при этом прикрепляется к подложке (заднику), а не к паспарту. Также для качественного оформления используют специальные бескислотные монтажные уголки, пластины, иногда — натуральные (как правило, сваренные вручную) клеи и специальные бескислотные термоклеевые основы.

Именно прикатка в термопрессе считается на сегодняшний день наиболее качественным способом монтажа фотографии в «бутерброд». Этот способ позволяет получить плотное прилегание снимка по всей поверхности картона без нарушения структуры отпечатка. При этом, если используются бескислотные термоклеевые основы и бескислотный картон, обеспечивается сохранность отпечатка на долгие годы согласно консервационному или музейному уровню оформления (в зависимости от типа используемого картона).


Различают два вида термоклеевых основ — необратимые и обратимые. Первые предполагают неразборный монтаж фотографии в «бутерброд» из отпечатка, паспарту и задника, который и становится произведением искусства. Сертифицирующий штамп лаборатории (мастерской, галереи), информация о работе, негативе, лимитированном тираже, номере копии и авторская подпись фотографа (иногда также мастера ручной печати) ставятся в таком случае на картон — иногда спереди на паспарту, но как правило на заднюю часть.

Обратимая термоклеевая основа используется в тех случаях, когда необходимо оставить теоретическую возможность разборки «бутерброда» в будущем (это производится путем повторного его нагревания в термопрессе). Такие клеевые основы значительно дороже и в реальной практике используются редко.

Рамы

Так как в оформленной работе рама не контактирует непосредственно с фотоотпечатком, требования к уровню ее кислотности значительно ниже, чем к картонам и клеевым основам. Однако с эстетической точки зрения различают так называемые «музейные» варианты рам, которые обычно используются в галереях, музеях, при продаже работ на аукционах и среди коллекционеров искусства.


Такие рамы почти всегда имеют простой прямой (не скругленный) профиль и окрашены в простые цвета — черный, белый.


В деревянных рамах также используется обработанное, но некрашеное дерево и иногда (реже) вариации его натуральных оттенков. В алюминиевых рамах используются металлические цвета — серебристый, платиновый, редко золотистый. Глянцевые покрытия (лак) обычно не используются, предпочтение отдается матовым поверхностям. Пластиковые рамы для качественного оформления фотографий не используются.

Музейные коллекции багетных рам, как правило, предлагают ограниченный выбор, сводящийся к 20-30 вариантам. Рамы варьируются по материалу (алюминий, дерево), цвету (черный, белый, серебряный), толщине и глубине. Наиболее востребованы тонкие рамы, т.к. обычно они меньше всего отвлекают внимание зрителя от самого произведения искусства.


Вложенные и многосоставные, а также рамы из сложного профиля для консервационного и музейного оформлений фотографий практически никогда не используются.

Стекло

Различают три вида стекла для оформления фотографий — обычное, безбликовое и музейное. Ключевое отличие музейного стекла от безбликового заключается в наличии защитного UV-слоя (с индексом от 70 и выше) и вместе с тем в повышенной оптической прозрачности. Для музейного уровня оформления рекомендуют использовать стекла, которые блокируют 90% и более УФ-лучей, за исключением случаев, если картина будет висеть в музее, в котором УФ защита уже обеспечена. Очищают музейные стекла деонизированной водой, допускается также использование технического этилового спирта.

Безбликовое стекло не обладает УФ-защитой, поэтому не может быть использовано для консервационного и музейного уровней оформления. Обычное стекло используют только для бытового оформления интерьеров.

Стоимость музейного стекла, как правило, очень высока. Поэтому в качестве альтернативы последнее время все чаще используют специальное виды органического стекла, выпускаемого под марками Plexiglass, Acrylite и др. Это специальным образом обработанное оргстекло, обладающее всеми основными свойствами музейного, при этом в 1,5-2 раза дешевле. Единственный недостаток оргстекла — его податливость к царапанию. Вместе с тем, благодаря своим гибким свойствам, оргстекло не бьется и, в частности, менее чувствительно к толщине рамы и перевешиванию картин с места на место. Отсутствие боя такого стекла в производственном процессе также благотворно влияет на его относительно низкую стоимость.

Для того, чтобы снизить вероятность появления царапин на оргстекле, его протирают специальными оптическими салфетками, иногда с использованием специальных жидкостей. Однако со временем оргстекло может в некоторой степени помутнеть, в таком случае рекомендуется его замена.

Активно использует оргстекло Plexiglass для оформления фотографий при их продаже, например, агентство Magnum Photos.

Материалы подготовлены на базе даркрума, лаборатории и оформительской мастерской SREDA Film Lab . В следующих статьях мы поговорим о том, как правильно вырезать паспарту, промывать баритовые отпечатки, как работает термопресс, что такое обращаемость монтажа, как грамотно сертифицировать и подписывать фотографии и о многом другом. Оставайтесь на связи!