Декоративное рисование в подготовительной группе тема завиток. Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в подготовительной к школе группе

Тема: «Хохломская роспись»

Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»

Довгалева Галина Васильевна

г.Стародуб 2014г.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Хохломская роспись»

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод, завитков, листиков,).

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал: :

Хохломская посуда;

Образцы элементов хохломской росписи;

Лист бумаги для показа способа рисования "завитка"

Для детей бумажные силуэты посуды, затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;

Листочки для тренировки рисования "завитков";

Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки;.

Ход:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди - мастера!

В. :Ребята, скажите, какое сейчас время года?

В. : А какие времена года вы еще знаете?

Д.Осень, весна, лето.

В.Дети! А посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!

Д.Эта посуда, узор на этой посуде напоминает осень!

В. А почему вы так считаете?

Д. Я считаю так потому, что эта посуда яркая, красочная, веселая точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья одевают красочные наряды из желтых, красных, оранжевых листьев и ягод. Осень называют золотой и Хохлому тоже называют золотой.

В.Правильно, смотришь на нее и вспоминаешь такие строки:

«Золотая осень, алых ягод россыпь

Рощи- перелески, шелковые всплески,

Солнечно-медовая красота листвы.

Посмотрите внимательно и скажите вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?.

Д. Нет, не вся, есть и не расписанная..

В. : Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду и закончить работу. Поможем им закончить работу, распишем посуду?

В. :Но прежде, чем мы с вами начнем рисовать, скажите, чем отличается хохломской узор от других росписей?

На какой фон мастера наносят свой узор?

Д. :На жёлтый, красный и чёрный фон.

В. :А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Д. : "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»

В. : А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти,протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.

(После моего показа, показ и объяснение ребенком)

В. А теперь возьмите не расписанную посуду и садитесь на свои места. Сейчас потренируйтесь рисовать на отдельных листочках которые лежат у вас на столах.

Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и

подготовим наши руки к основной работе.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и работать захотели.(потираем руками)Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе) Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши )

В. : Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки.

2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды) .

3.Чтобы наш узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить?

(рисуем листочки)

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В конце занятия анализ детских работ.

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, посмотрите, какие же работы у нас получились?

У кого получились самые круглые "завитки",

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор?

В. : Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. .

Когда ваши работы высохнут мы с вами оформим выставку, чтобы все увидели, какая красота у вас получилась.

В А теперь давайте наведем порядок на наших столах. Наша деятельность закончена.

Преварительная работа.

1. Занятия по ознакомлению с окружающим

Тема:"Знакомство с историей хохломского промысла"

Тема: "Особенности хохломской росписи".

Беседы с детьми.

Откуда пошло название "Золотая хохлома"?

Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?

Из какого материала они изготавливают свои изделия?

Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?

Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?

Какое настроение создают у людей эти изделия?

Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.

Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.

Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.

1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки) .Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.

2. Обучение рисованию "криуля"(центральной ветки) в разных её конфигурациях;

Наметить расподожение ягод (если это - гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков) .Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)

3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)

4. Рисование завитков (данное занятие) .

Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.

Конспект занятия «Волшебный завиток хохломы» в подготовительной группе.

воспитатель Фешина Елена Леонидовна

Образовательная область: «Художественное творчество»

Тема: «Волшебный завиток хохломы»

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.

Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.

2. Развивать творческое воображение;

3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.

4. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.

Предварительная работа.

Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.

Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.

Рисование элементов хохломского узора.

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.

Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть

Психологическая разминка

Возьмёмся за руки друзья

Друг другу улыбнёмся

Мы пожелаем всем добра

И скажем «Здравствуй солнце».

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете

Ведь с друзьями веселей

На любой планете.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

Дети, посмотрите, какую необычную коробку нам прислали! (коробка украшена хохломской росписью) Как вы думаете, кто бы мог нам её прислать? (ответы детей). Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. Дети, посмотрите, в коробке есть ещё послание: « Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много, мы одни не успеваем расписать посуду. Не поможете ли нам? (хохломские мастера)

Что делать? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?

А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.

Основная часть

Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)

Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нет.

Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?

Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).

Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)

Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)

А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.

Игра «Угадай-ка»

Физминутка

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Воспитатель. Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.

Объяснение воспитателя:

Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)

Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды.

А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке). Воспитатель прорисовывает самостоятельно

Заключительная часть

Воспитатель Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? (Дети оцените свою работу).

Рассматривание 3 работ. Чья работа понравилась и почему?

Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.

Дети подготовили стихи о хохломе.

Хохломская роспись - алых ягод россыпь.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера! Эти работы немного подсохнут и мы их отправим мастерам. Всем спасибо!

Декоративное рисование «Завиток».

Цель: Учить детей украшать тарелку из бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Уметь использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки).Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на тарелки. Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя о хохломском промысле.

Это волшебная, сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее – хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны. Все это и отразилось на предметах, которые находятся перед вами.

Но труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала изделия точат из дерева на специальных станках, покрывают его слоем жидкой глины, льняным маслом, алюминиевым порошком, после сушки изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придает изделию золотистый оттенок. Вот почему так часто хохломскую роспись называют золотой.

Хохломская посуда имеет разные названия. Назовите те, которые вам хорошо знакомы.

( Ложка, ваза, стаканчик, солонка . )

Физкультминутка

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.

Воспитатель показывает детям на доске 2-3 варианта рисования ветки- завитка плавным неотрывным движение по кругу. Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить ребятам поупражняться в рисовании ветки - завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.

Все готовые рисунки выставить на доске, предложить детям выбрать плавно, слитно нарисованные и красиво украшенные завитки, объяснить свой выбор. Попросить кого-либо ребенка сравнить выбранный рисунок со своим, отметить, что лучше в его рисунке, а что в рисунке товарища.


Конспект занятия по декоративному рисованию в

подготовительной группе МДОУ «Родничок»

Воспитатель ИЗО I категории

«Композиция в уральской росписи»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.

3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).

Обогащение словаря: схема, композиция.

Материалы и пособия:

v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.

v Фоновые карты.

v Круглые кисти №2.

v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)



Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны. Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.

У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).



Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).

Молодцы, такая роспись на круглом панно.

https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).

Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?

Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.

А сейчас немножко отдохнем.

Физкульминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).

https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).

Елена Вахрушина

Задачи :

1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи . Познакомить с видом

хохломской росписи «травка» и ее элементами : «осочка» , «капельки» , «усики» ,

«завиток» , «кустик» . Дать представление о цветовой гамме орнамента.

Учить рисовать орнамент «травка» . Продолжать совершенствовать приемы работы с

красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее

положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами : «осочка» ,

«перпендикулярно» . Активизировать словарь : «чаша» , «солоница» , «поставок» ,

«тулово» , «спираль» , «капельки» , «усики» , «завиток» , «кустик» .

2. Развивать память, внимание, речь.

3. Воспитывать чувства красоты.

Оборудование :

Русская народная музыка.

- хохломская посуда ;

Краски гуашевые (желтая, красная, зеленая) ;

Кисти беличьи № 2 и 3;

Банка с водой;

Салфетки фланелевые;

Заготовки хохломской посуды (ложки) .

Ход :1. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники» :

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .

Мы посуду перемыли : .

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .

2. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи ) .

3. Изучение нового.

Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?

(Ответы детей ) .

Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. (Слайды1-7) Давайте

внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной

чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются

нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной

смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка - так называется

цилиндрический сосуд с крышкой - расцветают и вовсе нигде не виданные золотые

цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные

поверхности этих вещей в золотые . Почему предметы, о которых пойдет речь,

называются хохломой ? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем

отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы

звучат в строках русской песни.

Как за Волгой яр хмель

Над кусточком вьется.

Перевился яр хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Жилье пребогато :

Серебряные листья,

Цветы золотые .

Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно

глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и

рисунке. (Слайды 8-13)

Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над

которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса

лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку

за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком - сколько их непохожих и

похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все

они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и

любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и

создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в

которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства

становятся эти вещи - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски

исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в

рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими

видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны : они в самом

общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным

орнаментом. Это - узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят :

«Пишу под растительный орнамент» .(Слайды 14-18) Существует несколько его видов. Самый

старинный и любимый художниками - «травный орнамент» , или просто «травка» .

Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более

кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и

называется «осочка» . «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее

основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она

ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от

ветра. «Травка» - обязательная часть любого растительного орнамента хохломы .

Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки»

художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется

«травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать

простейший элемент травного орнамента.

(Воспитатель показывает орнамент) .

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения

предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами,

перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки»

рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом

примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.

«Кустик» - наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек» ,

расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.

А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.

(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)

4. Подведение итогов.

Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемся на вашу

хохломскую посуду . В конце нашего занятия посмотрите , как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём. (Слайды19-22






Публикации по теме:

Интегрированное развлечение в подготовительной группе «Чудо-чудное, диво-дивное-Золотая Хохлома» Итегрированное развлечение в подготовительной группе: «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»Программное содержание: - Углублять знания.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45». Конспект непосредственной.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Золотая хохлома» Программные задачи:.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).

Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям.
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.

Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.

Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».

Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.

2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.

3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.

4.между нижними листиками рисуем завитки

5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.

6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.

Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

Конспект занятия «Волшебный завиток хохломы» в подготовительной группе.
воспитатель Фешина Елена Леонидовна
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Волшебный завиток хохломы»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
4. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.
Предварительная работа.
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.
Рисование элементов хохломского узора.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.
Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки. Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Психологическая разминка
Возьмёмся за руки друзья
Друг другу улыбнёмся
Мы пожелаем всем добра
И скажем «Здравствуй солнце».
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).
Дети, посмотрите, какую необычную коробку нам прислали! (коробка украшена хохломской росписью) Как вы думаете, кто бы мог нам её прислать? (ответы детей). Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. Дети, посмотрите, в коробке есть ещё послание: «Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много, мы одни не успеваем расписать посуду. Не поможете ли нам? (хохломские мастера)
Что делать? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?
А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.
Основная часть
Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)
Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.
Золотая хохлома.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нет.
Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?
Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).
Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)
Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)
А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.
Игра «Угадай-ка»
Физминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Воспитатель. Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.
Объяснение воспитателя:
Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)
Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды.
А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке). Воспитатель прорисовывает самостоятельно
Заключительная часть
Воспитатель Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? (Дети оцените свою работу).
Рассматривание 3 работ. Чья работа понравилась и почему?
Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
Дети подготовили стихи о хохломе.
Хохломская роспись - алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера! Эти работы немного подсохнут и мы их отправим мастерам. Всем спасибо!

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

План – конспект НОД для детей подготовительной группы по изобразительной деятельности (рисование).

Тема: «Завиток».

Цель: Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвета, фон, материал).

Задачи: Познакомить детей с основными элементами хохломской росписи. Способствовать активизации словаря: центральная линия, завиток. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать работы.

Материал и оборудование: Предметы быта, украшенные хохломской росписью; иллюстрации к сказкам, выполненные по мотивам хохломы; баночки с водой; кисточки; салфетки; гуашь.

Методы и приемы:

Орг. Момент

Рассказ воспитателя

Беседа

Показ

Вопросы к детям

Игра

Анализ работ

Художественное слово (стихи)

Словарная работа: хохлома, хохломская роспись, центральная линия, завиток.

Ход НОД:

1. Орг. момент.

Дети входят в группу под музыку, рассматривают изделия, украшенные хохломской росписью.

Воспитатель: Вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа? Что ее так украсило?

Дети: Рисунки, красивая посуда.

Воспитатель: Да, мы словно попали на выставку. Какая красивая посуда, какие чудесные иллюстрации к сказкам. Посмотрите внимательно и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов.

Дети: Посуда.

Воспитатель: Чем еще похожи эти предметы?

Дети: Сделаны из дерева, одинаково расписаны.

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Дети: Это хохломская роспись.

2. Рассказ воспитателя о хохломском промысле.

Воспитатель: Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О промыслах народных

Пойдет сейчас рассказ.

Дети садятся на хохломские стульчики.

Воспитатель: Это волшебная, сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее – хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны. Все это и отразилось на предметах, которые находятся перед вами.

Но труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала изделия точат из дерева на специальных станках, покрывают его слоем жидкой глины, льняным маслом, алюминиевым порошком, после сушки изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придает изделию золотистый оттенок. Вот почему так часто хохломскую роспись называют золотой.

Хохломская посуда имеет разные названия. Назовите те, которые вам хорошо знакомы.

Дети: Ложка, ваза, стаканчик, солонка.

Воспитатель: Из каких элементов состоит узор?

Дети: Травка, завиток, лист, ягодка, цветок. (Если затрудняются, то назвать и показать.)

Воспитатель: Какие цвета использовали художники в росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Какой цвет может использоваться для фона?

(Показать образцы – красный, черный, желтый)

3. Физминутка.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы нарисовали художники на своих изделиях. Давайте изобразим их.

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Воспитатель произносит текст, дети выполняют соответствующие движения.)

4. Знакомство детей с элементом хохломской росписи «Завиток».

Воспитатель: Элементов в росписи много. Сегодня мы познакомимся только с одним – завитком, но сначала вспомним о линии, которая важна для хохломы. Кто может показать мне эту линию? Как она называется?

Дети: Центральная линия.

Воспитатель: Почему эта линия получила такое название?

Дети: Около нее расположены все элементы: травка, листья.

Воспитатель : И завитки живут около этой линии. Вот они какие! Длинные, короткие, расположены с обеих сторон. (Показ) Рисовать их несложно. Одни завитки ленивые, длинные, посмотрите, как их можно нарисовать (показ на доске).

А другие завитки – шалунишки. Они ловкие, шустрые и рисуются по-другому (показ).

Кто хочет нарисовать ленивый завиток?

Кто нарисует шалунишку?

5. Самостоятельная деятельность детей (под музыку).

Воспитатель проводит индивидуальную работу. Помогает детям, которые затрудняются.

6. Игра «Хохломские стулья».

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем, а наши рисунки пока подсохнут.

Ход игры:

Четыре стульчика стоят в кругу, дети выполняют танцевальные движения под музыку. По окончании музыки занимают стулья (3 – 4 раза).

7. Анализ работ детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать самую красивую работу, самую аккуратную работу, работу с интересными завитками.