Производство настольных игр бизнес план. Как заработать производстве и продаже настольных игр

Продажа настольных игр в России увеличилась в 2017 году на 3 млрд руб. При покрытии рынка предложением на 25-30% такой вариант деятельности позволяет хорошо заработать. Окупаемость бизнеса может быть достигнута в течение 3-6 месяцев. Игры можно писать самому, заключать контракты с авторами, адаптировать западные аналоги. Актуален вариант приобретения франшизы. При инвестировании от 300 тыс. руб. можно рассчитывать на рентабельность до 200%. «Hobby World» и «Игровед» - яркие примеры организации аналогичного бизнеса в России, которые сумели выйти на многомиллионные обороты и покорить западный рынок.

Настольные игры - прибыльная ниша для бизнеса?

В последние годы в России активно набирают популярность настольные игры. Только за 2016 год оборот этого рынка составил 10 млрд руб. Как такое возможно в век информационных технологий, насыщенный мобильными приложениями и компьютерными программами для геймеров?

В качестве причин активного распространения настольных развлечений чаще всего называют:

  • стремление людей отдохнуть от гаджетов, которые стали неотъемлемой частью современной жизни;
  • возможность живого общения с близкими людьми в кругу семьи или друзей.

Справка! В мире на сегодняшний день создано и распространено более 50 тыс. разновидностей настольных игр.
Источник: РБК

В России 10 лет назад на рынке можно было встретить только детские игры с фишками и кубиками из советского прошлого, шашки, шахматы, лото, домино и несколько мировых бестселлеров - «Монополия», «Каркассон» и «Скрабл».

Ситуация начала меняться с 2010-2011 гг., когда появились первые компании, которые начали производить западные образцы по франшизе и разрабатывать собственные варианты забав подобного рода.

В настоящее время покрыто всего 25-30% рынка настольных игр, значит на этом можно неплохо заработать. Важно учесть особенности этого сегмента российской экономики:

  1. Конкуренция между продавцами активна в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах России она ощущается слабо.
  2. Игры чаще всего - это незапланированная покупка. Поэтому важно знать, сколько жители того или иного региона готовы потратить на товары вне списка. В Москве - это 1 000 руб., в Санкт-Петербурге - 700 руб., в небольших городах - 300-500 руб.
  3. В крупных городах такие развлечения продаются эффективнее в специализированных магазинах настольных игр, а в средних и небольших городах - в отделах игрушек, товаров для отдыха, подарков.
  4. Минимальный тираж одной игры составляет 500-600 шт. - в меньшем количестве выпускать такой товар нерентабельно.

Интересный факт! Сегменту характерен феномен «цепной рекламы»: из 10 игроков, прошедших несколько раундов в «Скрабл», «Уно» или другую настольную забаву, 2-3 человека приобретут отдельный экземпляр для себя.
Источник: Ведомости

Бизнес-модель: настольные игры как способ заработка

Почему идею производства и продажи настольных игр можно рассматривать как прибыльный вариант бизнеса в России?

  • Во-первых, по статистике даже в кризисные 2014-2016 годы продажи компьютерных развлечений упали на 150 млн долл., рынок настольных игр продолжил свой рост.
  • Во-вторых, при самостоятельной разработке и продаже их издателю рентабельность может достигать 200-300%.
  • В-третьих, задаваться вопросом, где найти стартовый капитал , не придется - начать можно и с 5-10 тыс. руб.
  • В-четвертых, важно понимать, что наибольшим спросом пользуются игры с простыми правилами.

Справка! Более высоким спросом на российском рынке пользуются игры средней сложности для детей и подростков в ценовом сегменте 100-500 руб. Дорогостоящие и сложные настольные забавы для взрослых (500-3 000 руб.) менее популярны.
Источник: РБК

Варианты организации бизнеса

Существует несколько вариантов организации бизнеса на базе настольных игр:

  1. Покупка франшизы. Способ для новичков, позволяющий быстро найти своих клиентов и добиться окупаемости за несколько месяцев.
  2. Самостоятельная разработка игр и их продажа при сохранении авторства специализированному издательству. Первоначально автор отправляет издателю прототип игры. В случае заинтересованности последнего заключается договор. Издание берет на себя все расходы по изготовлению и продаже игры и присваивает выручку, выплачивая автору 3-10% с каждой выпущенной коробки.
  3. Самостоятельная разработка, производство и продажа настольных развлечений. Такую рискованную и смелую идею можно в дальнейшем разнообразить печатью по прототипам сторонних авторов.

Примечание! Открыть торговую точку можно, зарегистрировав ИП . Также стоит рассмотреть возможности использования упрощенной системы налогообложения (УСН).

Характеристика продукта - первые шаги в деле

Прежде чем начать бизнес на базе настольных игр, важно детально проработать ряд важных нюансов:

  • Целевая аудитория. Важно понимать, на кого рассчитан продукт: на мальчиков 15 лет или на молодежь 25.
  • Тематика. Любая настольная игра отличается тематикой - рыцари, войны, динозавры, кино и др. От этого зависит, на какую полку в магазине она попадет.

Важный момент! Тематика и целевая аудитория должны находиться в строгом соответствии друг с другом. Любой покупатель, рассматривая игру, всегда задаст себе вопрос: «Для меня ли она?» и «Почему я должен ее купить?».

Перед тем как начать продажу своей игры или продукта по франшизе, важно провести тест на «когнитивную сопротивляемость». Для этого необходимо собрать одну или несколько групп по 6-8 человек и по итогам игры ответить на такие вопросы:

  1. Понятны ли правила игры?
  2. Интересен ли сюжет?
  3. Есть ли недочеты и ошибки?

Если результаты теста окажутся неутешительными, то на базе выбранного варианта игры бизнес строить не имеет смысла.

Важный момент! Технические вопросы имеют значение. Следует контролировать качество печати изображений, наличие составных элементов в пачках (фишки, кубики карточки и др.). Коробка с настольной игрой должна быть нарядной, аккуратной, устойчивой и иметь яркий и запоминающийся дизайн.

Техническая сторона

Закупка оборудования для печати, ламинации, упаковки игр требует колоссальных затрат. Именно поэтому можно воспользоваться услугами сторонних организаций.

Источник: сайт Хабрахабр

Как организовать продажи?

Открывая магазин настольных игр, можно выбрать один из 3-х вариантов:

  • Комбинированная торговая точка. Наряду с основным продуктом тут продаются игрушки, товары для отдыха, хобби, досуга.
  • Клуб досуга с точкой продажи. В этом случае плата взимается за партию в игре. К тому же игроки могут купить настольное развлечение домой, сделать ставки, получить приз, купить гамбургер и колу и др.
  • Интернет-магазин. Самый надежный вариант, сокращающий риск вложений. Начать продажи можно с ходовых игр, а после - расширить ассортимент.

Совет! Первые партии игр можно продать и на базе договоренностей с отделами игрушек и товаров для отдыха в крупных супермаркетах.

Реклама - двигатель продаж

Важную роль в продажах играет реклама, основой которой выступают «сарафанное радио» и социальные сети. Листовки (POS-материалы) лучше всего распространять в торгово-развлекательных зонах. Реклама партнеров, состоящая в обмене литовками с магазинами игрушек и товаров для отдыха, также действует эффективно. Менее действенный вариант - реклама на билборде, транспорте, а также объявления в сети.

Основной сегмент покупателей - молодежь в возрасте 25-35 лет. В связи с этим представляется эффективной реклама близ кафе, образовательных учреждений, фитнес-клубов.

Персонал имеет значение

Продавец-консультант стола специфического товара должен отвечать ряду требований:

  • детально знать не только состав коробок и прописанные правила игры, но и понимать ее с позиции игрока;
  • понимать, что можно посоветовать покупателю, исходя из его возраста и интересов;
  • уметь заинтересовать в игре, разъяснить ее суть и порядок.

Сколько можно заработать на продаже настольных игр?

Если автор передает игру издательству и рассчитывает на получение авторского гонорара, то его затраты составят порядка 5-10 тыс. руб. на создание прототипа игры. Обычно авторский гонорар платится с числа изданных, а не с числа проданных экземпляров. Если минимальная партия составляет 500 шт., то можно рассчитывать на выручку в 25 тыс. руб., поскольку:

  • средняя стоимость игры составляет 1 000 руб.;
  • средний процент авторского гонорара - 5% от стоимости.

В этом случае окупаемости можно достигнуть уже в первый месяц деятельности. С другими вариантами организации бизнеса дело обстоит иначе.

Таблица 3. Финансовый план бизнеса (самостоятельное дело, франшиза). Источник: Ведомости

Статья затрат

Бизнес по франшизе

Самостоятельный бизнес

Аренда и ремонт помещения

Закупка торгового оборудования

Регистрация бизнеса

Паушальный взнос по франшизе

Роялти по франшизе

Зарплата персоналу

Затраты на закупку или печать первой партии товара

Создание собственного сайта

* - Самостоятельный бизнес не требует уплаты роялти и паушального взноса
** - Франчайзер может обеспечить покупателя рекламными материалами и разместить объявления на сайте и в социальных сетях; затраты на дизайн и печать продукции он также отчасти берет на себя.

Справка! По статистике, в месяц можно продать в среднем 50-100 комплектов игры. Средняя выручка при этом составит 50-100 тыс. руб. При таком раскладе можно рассчитывать на окупаемость в течение 3-6 месяцев.

Несмотря на бытующее мнение, что настольные игры уступили свое место в ряду развлечений компьютерным и онлайн-играм, их популярность по-прежнему велика. Шашки и шахматы, лото и нарды, домино и карты, «Монополия» и «Твистер» — кто не знает и не играл в эти игры?

Как заработать производстве и продаже настольных игр

А есть еще тысячи, даже десятки тысяч менее известных, но не менее увлекательных настольных игр, помогающих весело и интересно провести время, как в большой компании, так и в узком кругу. На Западе даже пошла волна возрождения данного вида досуга, сопровождающаяся массовым созданием фан-клубов и движений по поддержке и популяризации настольных игр. У нас также в последнее время наметилась тенденция роста интереса к такому виду развлечений. Дополнительный импульс придало правительственное решение о закрытии казино и лишении покера статуса спортивной игры.

Главным преимуществом настольных игр является их доступность, компактность и сравнительно небольшие цены (порядка 0,5-1,5тысяч рублей - одна игра). Красочно оформленный дизайн, в разработке которого участвуют признанные профессионалы, придает настольным играм особый колорит, заставляет обратить на них внимание не только детей, но и взрослых. Появляется желание стать обладателем такой заманчивой вещи, и рука невольно тянется к кошельку…

И вот здесь у предприимчивого бизнесмена сразу же рождается вопрос: «А почему бы не превратить чье-то желание в собственный источник дохода?» И действительно, бизнес на продаже настольных игр - дело прибыльное и, как показывает опыт, быстро окупаемое.

Самое главное - вызвать интерес потенциального покупателя к определенной игре. Здесь есть несколько путей, которые, в конечном итоге, сведутся к главной цели - приобретению заинтересовавшего продукта. Наименее рискованно и дешевле начинать с создания интернет-магазина. Сделайте сайт, на котором в красочной и доступной форме разместите подобранный ассортимент настольных игр. Не нужно гнаться за количеством. Отберите для начала игры, прошедшие проверку временем, и популярные новинки, рейтинг которых легко отследить в интернете. 30-40 позиций на первое время «хватит с головой». Позаботьтесь о подробном описании игры с качественным фотосопровождением содержимого (игровое поле, фишки, карты и т.п.). Остановитесь на нюансах: возрастная категория, время и место игры, количество играющих. Чем меньше вопросов останется у потенциального клиента, тем больше вероятность покупки товара. Прибавит покупателей своевременный анонс новинок, реклама сайта и продуманная система скидок (например, бесплатная доставка или накопительная система). Для оперативности товарооборота желательно, чтобы в наличии было хотя бы по 2-3 экземпляра продукции, представленной на сайте. Со временем оптимизируется ротация продукции. Определится наиболее ходовой товар, который стоит закупать в большем количестве, и невостребованный, от которого стоит отказаться.

Но для успешного продвижения бизнеса может не хватить интернет-магазина. Одно дело - увидеть игру, а совсем другое - сыграть в неё. И неважно, сколько вам лет — 3 или 73. Маркетологами проверено, что человек, сыгравший в игру и получивший от этого удовольствие, становится покупателем в 1,4 раза чаще человека, ознакомившегося с игрой теоретически. Следовательно, нужны места для ознакомления с играми вживую и даже для проведения регулярных игровых баталий. Аренда площадок на территории торговых центров, кинотеатров и других мест скопления народа поможет решить эту проблему. А в кафе можно бронировать ряд столиков на определенный день, допустим, с оговоренным условием минимального заказа на каждого посетителя в разумной сумме. Способов собрать «кворум» на такую встречу — множество. Это объявления на интернет-ресурсах и в местной прессе, звонки друзьям и знакомым, раздача визиток и приглашений. Итогом встречи может стать приз в виде комплекта игры, определенных бонусов при её покупке и т.п. Хорошо проведенный досуг, «запротоколированный» фотоотчетом на сайте, станет предметом разговоров среди друзей знакомых и знакомых друзей. В «бой» вступает, пожалуй, самая эффективная реклама — «сарафанное радио», которое приведет на очередную встречу новых клиентов.

А теперь прикинем стартовый капитал. Регистрация ИП обойдется в 2-3 тыс. рублей, разработка сайта - тысяч 10-15, реклама и визитки - от 3 тысяч, первоначальная партия игр - от 30 до 50 тысяч. Итого 50-70 тысяч рублей. Не так и много. Окупить затраты при умелой политике можно за 3-4 месяца. Диапазон наценки на играх может колебаться от 30 до 200% в зависимости от спроса. После изучения ассортимента и цен конкурентов постарайтесь на первом этапе уложиться в меньшую наценку на товар.

Живое общение, возможность проведения времени среди близких и дорогих людей - вот то, чего нам так не хватает в современном мире. И поверьте, настольные игры еще не сказали своего последнего слова. Спрос на них обязательно будет расти - специалисты маркетинга уверены в этом.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.bisgid.ru

Клуб "RichClub" г. Новосибирск

25.04.2010 12:18

Клуб RichClub был создан с целью — дать возможность каждому желающему развивать своё финансовое мышление, играя в Денежный поток. Мы рады новым людям, которым не безразлично своё будущее и которые не хотят останавливаться на достигнутом.

Создание и производство настольных игр в домашних условиях

Цитаты Роберта Кийосаки

23.07.2009 08:02

Подборка цитат и мыслей Роберта Кийосаки для тех, кто читал его книги, а так же для тех, кто хочет прочитать, но не может найти свободное время. Повторяйте и будьте успешными.

Клуб настольных интелектуальных игр Единорог (Москва)

12.02.2009 08:25

Пополнение раздела клубов настольных игр. Московский клуб Единорог приглашает всех желающих ежедневно и совершенно бесплатно поиграть в популярные настольные игры.

Клуб любителей бизнес-игр в Минске

29.01.2009 10:02

Минский клуб любителей бизнес-игр и финансовых симуляторов Cashflow.by — «Денежный Поток » является наиболее динамично развивающейся Cashflow-организацией Беларусии. Участники организации бизнес семинаров, обучений и тренингов в государственных учебных заведениях.

Каждую субботу и воскресенье проводятся развивающие игры с использованием бизнес-тренажеров: «Денежный поток», «Пирамида Успеха», «Ключ к Богатству», «Финансовая карусель» и т.д.

Первая всероссийская конференция: "Повышение финансовой грамотности населения в России: вызовы и перспективы"

17.11.2008 11:14

Конференция состоится 9 декабря 2008 года в Москве. Основная цель конференции – развитие диалога между государством, финансовыми институтами, СМИ и гражданским обществом по вопросам образования населения в области личных финансов, знакомство с российским и международным опытом повышения финансовой грамотности, а также выработка совместной стратегии деятельности всех заинтересованных сторон.

Экранизация настольной игры "Монополия".

12.11.2008 16:32

Ридли Скотт официально утвержден в должности режиссера экранизации известной настольной игры компании Hasbro "Монополия", сообщает The Hollywood Reporter.

Страницы: 1 | 2

Популярные настольные игры и книги

Денежный поток

Цена: 1820 руб.
Настольная игра Монополия покорила сердца миллионов людей по всему миру. Наверное, нет такого человека, которому в течение жизни не приходила бы в голову мысль купить настольную Монополия.

Механика игры и правила достаточно просты — нужно встать монополистом приобретая недвижимость, отели и железные дороги. Естественно монополистом может быть только один игрок, поэтому борьба за монополию и делает настольную игру на столько азартной и увлекательной на протяжении 70 лет.

Подробнее о «Настольная игра Монополия»

Производство и продажа настольных игр

В нашей жизни всегда хватало парадоксов. Несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий, сегодня остаются популярными настольные игры. Об этом говорит и статистика, ежегодный рост рынка этих товаров составляет в среднем 17%. Для предпринимателей Европы и США вопрос, какой открыть малый бизнес, идеи для него также всегда актуальные. Те, кто поставил на производство и продажу подобных товаров, выиграли уже сегодня. На территории СНГ этот рынок только развивается.

Специалисты подсчитали, что в прошлом году в России было продано настольных игр на $ 70 млн., а в Украине – на $ 15 млн. Из всего мирового объема продаж 60% товаров для развлечений приходится на США и Германию. Еще несколько лет назад на полках отечественных магазинов можно было найти или простые и скучные ходилки, или дорогостоящие импортные настольные наборы, которые не были переведены на русский язык, и поэтому не пользовались популярностью.

Сегодня ситуация изменилась, и на российском рынке появились компании, выпускающие настольные игры по собственным разработкам или по лицензии иностранных партнеров. Несмотря на это, конкуренции между производителями этого товара не наблюдается, да и рынок далек от насыщенности этим продуктом.

Технология производства

Процесс производства настольной игры, который положен в основу идеи для развития малого бизнеса, можно разделить на несколько этапов.

Первый этап является самым ответственным, поскольку от его результатов зависит успех будущего товара. Вначале разрабатывают концепцию настольной игры. Для этого определяют аудиторию, на которую она будет ориентирована: дети, взрослые, мальчики или девочки.

Как открыть бизнес по производству настольных игр

Разрабатывается сюжетная линия, сам игровой процесс, цель, которую необходимо достичь игрокам.

Начальный этап включает в себя процедуру тестирования. Игру опробуют на знакомых, друзьях, в детских садах, школах. За процессом скрупулезно наблюдают, чтобы выявить все неудобства и затруднения пользователей.

Второй этап – это окончательное внешнее оформление изделия. Его проводят на основе пилотного экземпляра. Утверждается внешний вид поля, фишек, карточек, упаковки и прочих атрибутов.

Этот этап также включает калькулирование себестоимости изделия. Обычно его величина обратно пропорциональна количеству изделий тиража. Начинающий предприниматель может начать с выпуска партии в 2-2,5 тысячи экземпляров. Для развитого производства оптимальным считается тираж в 5-6 тысяч штук.

Третий этап – это поиск подрядчика для печати элементов игры. Современный типографский рынок в стране достаточно развит, и выбирать исполнителя есть из кого. Исполнитель должен быть профессионалом своего дела, иметь широкопрофильные станки по печати и вырубке. Важно, чтобы предприниматель имел возможность контролировать технологический процесс, требовать исправления дефектов, если такие происходят по вине подрядчика. Многие предприятия сегодня заказывают выполнение полиграфических услуг, например, в Китае. Себестоимость их, даже с учетом перевозки, дешевле, но контролировать качество выполнения заказа нет возможности. На начальной стадии становления производства все-таки лучше сотрудничать с отечественными подрядчиками. Такая же ситуация с изготовлением всех остальных элементов для игры.

«Берсерк»

Стоимость производства

Себестоимость одного комплекта зависит от целого ряда факторов, и рассчитать точные цифры без какой-либо конкретики сложно. На примере известных производителей можно констатировать некоторые цифры. Bonko Games для выпуска первых двух тысяч экземпляров новой игры понадобился бюджет в $22 тыс., «Arial» затратили $50 тыс. на 19 тыс. экземпляров, а «Мир фэнтези» на выпуск игры «Берсерк» потратили $30 тыс. Причем, третья часть этих денег была потрачена на регистрацию интеллектуальной собственности. Розничные цены на продукцию перечисленных выше компаний составили от $2,7 до $15.

Сбыт и реклама

Первые партии товаров обычно предлагают магазинам игрушек, книжным отделам и большим универсальным магазинам. Именно там чаще всего поклонники настольных игр их приобретают. Дальше сеть сбыта необходимо развивать в зависимости от возраста и пола пользователей. Это направление может также представлять малый бизнес. Идеи – торговля настольными играми вполне конкурентоспособная.

Предприниматели, работающие на рынке настольных игр, утверждают, что первые десятки экземпляров раскупаются пользователями, которые ангажированы конкурентами. Отрицательные отзывы, которые появляются после выхода новинки, не всегда объективны. Настоящую критику можно воспринимать только после нескольких недель после начала продаж. Оставлять ее без внимания нельзя. Учитывая положительные и отрицательные отзывы, продукт нужно совершенствовать, создавая тем самым хорошую репутацию своей компании.

Для стабильного сбыта сеть сбыта должна насчитывать не меньше, чем 200 точек. В день выхода в торговую сеть, можно устроить презентацию нового продукта, рассказать в художественной форме об увлекательном мире, в который перенесет игроков процесс игры.

Стоит обратить внимание на идею, которая заключается в бесплатной презентации новинки в кафе, игротеках, центрах развития детей. Там люди могут попробовать играть, а затем, если понравится, приобрести ее. Там же, в дальнейшем, можно проводить турниры, выгода от которых будет обоюдная производителю продукта и собственнику заведения.

Не стоит забывать предпринимателю о таком незаменимом сегодня инструменте, как интернет-коммерция. Создание собственного сайта и интернет магазина должно быть если не первым шагом в продвижении товара, то в планах присутствовать обязательно.

В апреле 2017 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка настольных игр в России.

Рынок настольных игр переживает сегодня необычайный подъем. На протяжении последних четырех лет продажи настольных игр ежегодно увеличиваются на 25-40%, каждый год выходят тысячи новых наименований, топовые игры продаются миллионными тиражами. По оценке DISCOVERY Research Group, объем рынка настольных игр в России в 2015 году составил порядка 7,6 млрд руб. Все ведущие игроки показывают средний рост продаж на уровне 20%. В 2016 году объем рынка настольных игр в России составил порядка 9,1 млрд руб.

В 2016 году первое место в главной номинации премии Spiel des Jahres 2016 («Игра года») досталось игре CodeNames («Кодовые имена») чешского разработчика Влади Хватила. В номинации «Игра года для экспертов» (Kennerspiel des Jahres) победу завоевала Isle of Skye: From Chieftain to King. Лауреатом премии в номинации Kinderspiel des Jahres («Детская игра года») признали My First Stone Age.

Темы, традиционно связываемые с «еврогеймами», усиливают свои позиции, а темы, традиционно связываемые с «америтрэшем» (хобби нашего мира, но не наше), добиваются особенно значительных результатов.

Индустрия настольных игр в России привлекает все больше внимания разработчиков и инвесторов. Стартовым для рынка сетевой розницы настольных игр считается «знаменательный» для мировой экономики 2008 год. В период с 2008 по 2011 гг. рынок показал почти десятикратный рост. Сегодня в России можно видеть уже вполне развитую инфраструктуру: от крупнейших гигантов — таких как «Мир Хобби» и «Мосигра» — до недавно созданного объединения «Лиги партизанских решений», которое объединило самостоятельных создателей.

По оценке DISCOVERY Research Group, объем рынка настольных игр в России в 2015 году составил порядка 7,6 млрд руб. Все ведущие игроки показывают средний рост продаж на уровне 20%. В 2016 году объем рынка настольных игр в России составил порядка 9,1 млрд руб.

Последние 3-4 года российский компании последовали американскому примеру по привлечению средств к настольным играм — краунфандинг (Kickstarter, Boomstarter). Первыми в сторону краудфандинга стали смотреть представители «Мира Хобби», они привлекли средства для производства игр Berserk, Hollywood. Компания активно развивает собственную платформу Crowd Republic. В содружестве с «Миром Хобби» другой игрок рынка «Игрокон» провел проект игры Septikon.

Бизнес-идея – Магазин настольных игр

Издательство «Правильные игры» начало свою краудфандинговую историю с двух проектов на отечественной площадке Boomstarter. Это были «Эволюция. Случайные мутации» и «За Шотландию!», потом к ним добавилась обновленная версия игры «Я Твоя Понимай 2».

В декабре 2016 года на CrowdRepublic собирали средства на выпуск русского издания основной книги правил ролевой игры Pathfinder. Crowd Games вышла на площадку народного финансирования «Бумстартер» с русским изданием игры Scythe («Серп»), а «Лавка игр» — с Terraforming Mars («Покорение Марса»). На конец года Pathfinder уже привлек 635 спонсоров и собрал более 1,4 млн рублей, Scythe — 378 спонсоров и почти 2,7 млн руб., Terraforming Mars — 534 спонсора и более 1,млн рублей. Суммарный вклад составляет почти 6 млн рублей!

В кризис у потребителя к желанию «оторвать ребенка от компьютера» добавилось стремление экономить на досуге. Игроки рынка в один голос предрекают дальнейший рост спроса на настольные игры.

Что нужно знать про издателя до выбора?

Как правило, издатель вплотную связан с одной из сетей или несколькими. Например, все наши игры получают приоритетное размещение в Мосигре (крупнейшей отечественной сети по розничным продажам) и в других сетях-партнёрах. Уточняйте, как именно будет делаться маркетинг игры - издать просто, а вот продавать игру по несколько тысяч в месяц очень сложно. Отметим, что в отечественном топе продаж на начало 2013 года 12 из 20 игр были выпущены нами.

Насколько тщательно проводится отбор?

Для начала игры тестируются.

Актуальный бизнес: создание настольных игр

Учитывая, что мы собираемся инвестировать свои средства и время команды в проект, отбираются только лучшие игры из предложенных. За год мы обычно отсматриваем 150–300 игр, выпускаем из них - менее десятка.

Если моя игра не подошла, можно ли обратиться в другое издательство?

Да, мы обычно даже рекомендуем подходящий вариант, если проект хорош, но кажется нам не совсем подходящим именно для нашего рынка. У каждого своя специфика. Мы любим, например, работать с играми, которые будут продаваться от 500 штук в месяц, либо с реально замечательными умными и сложными проектами.

Почему выпускается всего менее десятка отечественных настольных игр в год?

Потому что любой автор конкурирует с локализациями. Если можно взять готовую и проверенную игру с Запада, где она уже показала эффективность, - логичнее работать с ней, чем с чем-то новым. Тем не менее мы стараемся всеми силами поддерживать отечественный рынок и регулярно проводим мероприятия для авторов игр.

Что Магеллан сделает с моим прототипом, как пойдёт разработка настольной игры?

  • 1. Можно не присылать прототип первым шагом, а просто отправить правила и материалы игры. После их рассмотрения (если игра нам нравится), мы запрашиваем прототип.
  • 2. После тестов, возможно, будут даны рекомендации по изменению ряда вещей в механике, сеттинге и правилах. Мы даём вектор вам или меняем сами (по договорённости).
  • 3. Подписывается договор.
  • 4. Затем начнётся работа иллюстраторов. Хороших иллюстраторов, от качества изображений во многом зависит успех игры.
  • 5. Вёрстка карт, правил и других компонентов.
  • 6. Параллельно делается «обложка» - иллюстрация для коробки и текст на неё. Уточняется название игры.
  • 7. Затем по каждому отдельному техзаданию изготавливаются компоненты.
  • 8. Когда всё готово, ваша игра собирается на производстве в тираж.

Вот примеры историй с изданием наших наших настольных игр:

Смотрите раздел лицензий.

В каком виде лучше присылать прототип?

Желательно в максимально готовом, то есть в виде коробки с компонентами и правилами. Карты должны быть картами (а не бумажками, которые нельзя перемешать); если вы пишете от руки, то пишите печатными буквами. Коробка должна быть прочной и чётко подписанной. Всё внутри должно быть по возможности приближено к реальности - например, хорошо использовать вместо фишек фишки из других игр или гайки, плохо - бумажные маркеры. Поле можно нарисовать от руки - это лучше, чем приложить файл. И так далее.

Если нет возможности прислать в виде коробки, то нужно описание концепции (2–3 абзаца) и правила игры, а также файлы для создания прототипа. Помните, что идею саму по себе обсуждать не имеет смысла. Нужно, чтобы тестовая команда хоть раз смогла сесть и поиграть.

Самое главное - как называется игра, для кого она, на сколько игроков, какого возраста, какова продолжительность партии, какая механика используется, какие максимально похожие игры уже есть, чем ваш продукт лучше.

Если у меня только идея для разработки настольной игры, что делать?

Соберите прототип. Лучше не торопитесь: если вы соберёте его в спешке, вполне возможно, что игра будет оценена хуже, чем если вы продумаете мелочи и пропишете правила чётко и понятно. Но и не задерживайтесь - перфекционисты приходят последними. Лучше остановиться на определённой стадии готовности и выслушать мнение издателя, чем год работать не в том направлении.

Подписываются ли какие-то документы о неразглашении?

На стадии прототипа - нет. Авторы часто опасаются, что издательство может использовать файлы без их участия. Отметим, что из-за отсутствия хоть какой-нибудь внятной защиты механик игр в российском законодательстве любые соглашения и документы на этой стадии могут, конечно, оставить чувство защищённости, но на практике будут юридически ничтожными. Поэтому вы можете только доверять или не доверять издателю. Опять же, рисковать своей репутацией никто не будет, равно как и выпускать игру без автора просто экономически нецелесообразно.

Какие игры точно не нужно присылать?

  • 1. Копии уже известных игр. «А вот я придумал Монополию, только вместо клеток будут названия рок-групп» - это плохая идея.
  • 2. Игры, в которых не может разобраться ваша 14-летняя сестра. Если правила занимают 40 страниц убористым шрифтом, а учиться играть нужно несколько дней - возможно, стоит упрощать. Продать такое будет довольно сложно.
  • 3. Игры без реализации - то есть то, из чего нельзя сделать прототип.
  • 4. Несколько версий одной и той же игры с незначительными изменениями - достаточно одного прототипа.

У меня уже есть иллюстрации. Что тогда?

Если они хорошие - издадим с ними. Но практика показывает, что лучше принести пару образцов концепт-артов - и тогда будет понятно до начала работ, подходит ли художник-иллюстратор.

Что по деньгам? Можно ли заработать на создании настольной игры?

Автор получает от 5 до 10% отчислений с каждого тиража, ушедшего с производства. Если игра стоит 1000 рублей на полке в магазине, то 500 рублей она стоит в тираже и примерно 300 рублей - в себестоимости. Вы получаете отчисления с оптовой цены, то есть в нашем примере - с 500 рублей.

Каков средний тираж?

Минимальный тираж - 1000 штук, обычный - 3–5 тысяч. Мы стараемся работать с играми, которые могут продаваться больше 10 тысяч штук в год. Учитывая, что однажды изданная игра приносит вам доход ещё минимум 3–4 года, можно самостоятельно подсчитать прибыль. Как правило, постоянной работой издание становится для очень-очень немногих, готовых делать несколько проектов за год, но как дополнение к основному заработку - вполне достойно.

Какие риски несёт издатель?

  • – Если игра не зайдёт на рынке, издатель потеряет средства на разработку и первый тираж. Вы же можете только заработать на игре - и как минимум получите отчисления с первой партии.
  • – Если где-то случится брак, вызывающий переделку партии (нередкое явление для любого издателя), - всё решится за счёт средств издателя.
  • – Если игра не будет поставлена на полки вовремя и будет наложен штраф от сетей за просрочку - это проблема издателя, а не ваша.

И так далее. Таким образом, вас никак не касаются традиционные риски издания и любые другие вещи. Вы просто получаете отчисления с каждой коробки - неважно, что и как с ней происходило финансово. Эти отчисления остаются неизменными, даже если с тиражом случились невероятные приключения.

Какие нужно будет собрать документы?

Главный документ - авторский договор, в котором вы гарантируете, что являетесь автором игры и имеете на неё все права, а издатель подробно расписывает свои обязательства. В большинстве случаев достаточно его подписания. Авторский договор может быть подписан как с резидентом РФ, так и с нерезидентом нашей страны.

Если вы используете сторонние материалы в игре, например, иллюстрации, у вас должны быть документы по передаче прав от иллюстратора или договор с ним. Если иллюстрации делаем мы, вам об этом думать не нужно.

Всё остальное берём на себя мы. В том числе сертификацию игры, например.

Какие делаются тесты?

Предполагается, что вы присылаете готовую игру (кстати, если у вас есть протокол хотя бы 20 партий - это хорошо). Игра тестируется не на баланс, например, а на играбельность. Тесты проходят в трёх стадиях: сначала смотрят разработчики, затем опытные игроки, затем, под наблюдением, случайные люди «с улицы». Все три стадии надо пройти. Важнейшая - третья.

Что случится, если игра не подойдёт?

Как правило, 10% игр достаточно хороши для издания. Но выпускается менее 2% настольных игр, отправленных в издательство. Остальные просто откладываются на случай, если потребуются. Мы сообщаем вам, если ваша игра хороша, но пока не будет издаваться, - и рекомендуем другие издательства. При этом игра ставится в очередь на издание. На практике за последний год мы выкупали две игры из такой «очереди» резерва. Обычная длина очереди - около 30 проектов.

Сколько времени будет оцениваться прототип?

Обычно около месяца.

Сколько времени будет выпускаться настольная игра?

Цикл - 8-12 месяцев от обращения до появления на полке.

Пожалуйста, ещё раз обратите внимание

Предоставление информации или прототипа на рассмотрение не является заключением договора о неразглашении. Но, повторимся, обещаем, что мы будем работать с вашей игрой очень осмотрительно.

Мы не рассматриваем идеи - только прототипы. Рассмотрение и оценка компанией Магеллан ваших идей не является признанием новизны идеи, её первоочередности или оригинальности, и не ущемляет права компании оспаривать или реализовывать любые существующие или будущие идеи подобного характера. Однако если мы посчитаем механику перспективной (но игру в виде конкретной реализации неподходящей для издания), мы вам об этом скажем и предложим доработки.

Вы утверждаете и гарантируете, что вы (или коллектив, который вы представляете) являетесь единственными обладателями разглашаемых сведений, или что вы обладаете неограниченными правами на их разглашение. Вы также утверждаете что все третьи стороны, которые могут быть заинтересованы в разглашаемых сведениях, были проинформированы об условиях соглашения и согласны на его условия.

Прототип не возвращается.

Мы считаем нежелательным рассмотрение проекта одновременно с другим издателем – в таком случае мы дождёмся ответа другого издателя. Пожалуйста, сообщите нам до подачи проекта, если ваш проект уже находится на рассмотрении у другого издателя. В случае, когда мы запрашиваем у вас прототип игры, мы подразумеваем, что являемся единственным издателем, рассматривающим ваш проект, кроме случаев, когда вы заранее четко договорились с нами об обратном.

Мы можем подвергнуть игру значительным доработкам, что может привести к изменениям в механике игры, ее тематике и любом другом аспекте для лучшей адаптации игры к линейке продукции. И лучшим продажам.

Проект может не подойти по многим причинам: мы можем посчитать, что игра недостаточно рентабельна; что мы не сможем представить игру в наилучшем виде; игра может быть слишком похожа на что-то, что уже находится у нас в разработке; механика игры и ее исполнение нам не понравились или по любой другой причине. Мы сообщим детали, если что-то пойдёт не так.

Мы не даём отзывы на высланные игры.

Сегодня мы поговорим о от как продавать игры в интернете. Так как работать мы будем в интернете, то и продавать будем цифровые копии игр, а это в основном версии игр для ПК. Итак, начнем!

Откуда брать товар?

Первый вопрос, который встает у предпринимателя, откуда же брать цифровые ключи? Есть два пути: издатели и Steam.

Первый путь это найти издателей и распространителей в вашей стране. Если вы увлекаетесь видеоиграми, то и сами скорее всего сможете назвать нескольких издателей. Например, СофтКлаб, 1С и другие.

Первое что вы должны сделать, это перейти на официальный сайт издателя и найти там кнопки контактов или обратной связи. Затем написать им и узнать условия сотрудничества и прайс лист.

Условия сотрудничества могут быть самыми разными. Некоторые работают только с юридическими лицами и вам придется оформляться как юридическое лицо, а некоторые продают игры только в упаковках, тогда вам придется снимать склад для распаковки игр и фотографировании ключа. Можно, конечно же, вместо склада использовать свою квартиру, но будьте готовы к куче коробок, об которые вы будете постоянно спотыкаться.

Второй получения игр это Steam. Второй способ может нарушать правила Steam. Суть в следующем, покупаем игру в подарок на распродаже, отправляем ее на свою почту, на почте не переходим по ссылке, а просто продаем эту ссылку на активацию подарка.

Мы не ручаемся за данный способ, так как политика Steam постоянно меняется и этот способ могут попросту прикрыть. Но, на момент написания данной статьи покупать игры таким образом еще можно.

Только свежий ассортимент

Старайтесь закупать только свежий ассортимент. Обусловленно это следующим.

Разработчики тратят кучу денег на свои пиар кампании. Рекламные ролики новых Call of Duty и Battlefield частенько крутят даже по телевизору, поэтому создается спрос на данные товары. Особенно если игра из серии делает много шума, набирает высокие оценки и выходит раз в несколько лет (как GTA), то спрос будет просто огромным. Следовательно, чем больше спрос, тем больше вероятность отхватить лакомый кусочек пирога от продаж.

Второй момент, почему нужно закупать только свежий ассортимент менее очевидный. Старые игры сильно теряют в цене и конкурировать с другими продавцами вам будет сложнее.

Производство настольных игр

Частенько издатели или какие-то другие распространители устраивают скидки на старые продукты, предприниматели скупают эти игры и продают их по сниженной цене. По цене, которая гораздо ниже, чем в Steam или Origin. Чтобы начать конкурировать с такими продавцами, вам тоже придется искать дешевые закупки, а сделать это не так уж и просто.

Где продавать?

Итак, как же заработать на продаже игр? У нас уже есть товар и теперь мы должны как-то сбыть продукцию. У нас есть два пути: торговые площадки, собственный интернет-магазин.

Имеются следующие торговые площадки, которые подойдут для нашего малого бизнеса: g2a.com и plati.ru. Объяснять тут особо и нечего, достаточно перейти по ссылкам и вы поймете как работают данные площадки. Имеется куча продавцов, они продают игры по разным ценам и вы должны вклиниться в этот рынок и отхватить свой кусок пирога. Вам не придется создавать сайт и сильно замораживать себе голову, оформляем карточку товара, выставляем ценник и вы уже продавец.

Второй путь это собственный интернет-магазин. Очень и очень сложный путь, который точно не подойдет новичкам. Помимо затрат на закупку товаров, появятся огромные затраты на создание и рекламу вашего магазина.

Если вы решили пойти по сложной дорожке, то рекомендуем сначала вообще не закупать товар. Создайте интернет магазин, разрекламируйте его и смотрите добавляют ли клиенты что-то в корзину. Если они попытаются что-то купить, выводим сообщение о том, что данного товара нет на складе. Таким образом вы поймете, будут ли у вас вообще хоть что-то покупать.

Сколько можно заработать?

Заработать можно очень много. Рассмотрим на примере новенькой игры Resident Evil 7. На момент написания статьи эта игра является новинкой и хитом продаж.

Мы написали одному из издателей с целью узнать его прайс лист. В прайс листе мы обнаружили RE7, оптом он продается за 1040р. Переходим на plati.ru и смотрим на одного из продавцов. Он продал аж 557 копий игры за 1240р.

Получается следующее, 1240-1040=200р за одну копию игры, 557*200=111.400р чистая прибыль, не учитывая разные комиссии и налоги. А если представить, что за год выходит десятки популярных игр, которые покупают люди, то заработать мы можем на этом кругленькую сумму.

Важный момент

Ну и в завершении данной статьи хочется обратить ваше внимание на пару моментов.

Первое, за сколько можно продать игру, чтобы ее купили? Старайтесь делать как можно более низкие цены. Особенно в самом начале, когда у вас еще нет репутации хорошего продавца.

Второе, обращайте внимание на то, что вы продаете и кому. Русскоязычные игры стоят дешевле, чем англоязычные издания. Но человек проживающий в США не сможет активировать русскую версию игры. Поэтому, следите за регионами, на которые рассчитан продукт, когда будете закупать товары.

Может показаться удивительным, но бизнес на настольных играх - очень перспективное направление работы в индустрии развлечений. Мода проводить время за классической «Монополией» или более современным «Манчкином» увлекла детей и взрослых. Такое времяпрепровождение позволяет сочетать досуг с развитием аналитического мышления и творчеством. Продажа готовых и производство собственных настольных игр может стать источником стабильной прибыли, при условии, что организатор подойдёт к нему с умом.

Создание настольных игр - очень творческий и в то же время аналитический процесс. У каждой классической игры есть своя история создания. Например, классическая «Монополия» придумана одним человеком Чарльзом Дэрроу в США во время Великой депрессии. Он лично изготовил и продал 5 тысяч экземпляров наборов для нового развлечения, целью которого является создание собственной бизнес-империи и выживание других игроков с рынка.

Другая легендарная игра с более запутанным сюжетом и большим числом вероятностей - Dungeons & Dragons или «Подземелья драконов». В 1970-х её создали Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон. Авторы вдохновлялись другой настольной игрой, дополнив её фантастическими существами и волшебством. Более молодую, но не менее прославленную детективную историю с квестами и схватками с монстрами «Ужас Аркхэма» создал Ричард Лаунис, положив в основу сюжета миры из рассказов мистического Говарда Лавкрафта.

Настольные игры интересны взрослым и детям, они развивают аналитическое мышление и творческий потенциал

Из этих примеров следует, что разработка сюжета может вдохновляться реальностью, художественной литературой и даже другой игрой. Автор создаёт виртуальный мир со своими законами, устанавливает правила и предлагает другим погрузиться туда. Конечно, это творческий процесс, но в нём всё равно можно выделить характерные этапы:

  • разработка сюжета и правил;
  • создание материальной базы (карточек, карт, схем, кубиков, жетонов);
  • тестирование;
  • доработка;
  • массовый тираж.

Разработка игр как бизнес

Можно с уверенностью сказать, что производство настольных игр по силам далеко не всем. Но если вы ощущаете в себе потенциал выполнить такой комплекс работ, с уверенностью приступайте - ценители и спрос будут. Разрабатывая сценарий и набор карточек не рассчитывайте на мгновенное обогащение. Создатели не становились очень богатыми людьми в короткие сроки, даже если их произведение встречало массовый отклик (как это было с «Монополией»).

Создание сложной игры займёт несколько месяцев или даже несколько лет. Автору требуется не только придумать сюжет, но и проработать максимальное количество возможных сценариев, чтобы действие не заходило в тупик. Одной творческой мысли недостаточно. Необходимо прогнозировать, какими путями могут развиваться события, как могут поступать игроки, чем заканчивается сюжет, есть ли победитель и т.д.

Что может быть источником разработки настольной игры:

  1. Существующая настольная игра. Например, классическую «Монополию» переносят в новые страны, города, даже в новую реальность или полностью меняют правила на противоположные («Антимонополия»). Этот вариант привлекателен тем, что самая трудная часть работы уже проделана создателями, а разработчику остаётся только поменять дизайн, антураж и материальную базу.
  2. Популярные книги и фильмы. Несложные «бродилки» и квесты в мирах известных вселенных встретят отклик у их фанатов.
  3. Имитация явлений и ситуаций из реальной жизни. Квесты на выживание в экстремальных условиях, решение практических задач могут выполнять как познавательную, так и развлекательную функцию.

Если вы планируете заработать, лучше настольную игру создать на компьютере, обратившись к художнику или дизайнеру. С его помощью получится создать красивые карты, жетоны и другой инвентарь. Авторский запоминающийся дизайн станет составляющей успеха, потому что подарит игрокам эстетическое удовольствие.

Разработка игр в домашних условиях

Заработать таким образом довольно трудно. Вполне возможно, что вас заинтересует, как создать настольную игру в домашних условиях для личного использования, без коммерческих планов. Правила примерно такие же: придумать сюжет, подготовить инвентарь и попробовать сыграть. Проще всего дома рисовать классические «бродилки»: игрок бросает кубик и делает ходы по выпавшему числу. На каждой остановке он должен выполнить какое-то действие: что-то купить, продать, кого-то победить.

Такие квесты могут быть познавательными и обучающими для детей. Например, на каждой остановке ребёнок узнаёт новый факт или пробует новое действие. Сюжет ограничивается только фантазией создателей. Изготовить карту, жетоны можно вместе с детьми - это принесёт не меньше радости, чем сам процесс.

Производство настольных игр включает не только разработку сценария, но и красочную печать карточек, жетонов, буклетов

Открытие магазина настольных игр

Рассмотрим составление примерного бизнес-плана магазина настольных игр. Это ещё один более быстрый и надёжный способ заработать на этом хобби. На создание собственной игры могут уйти годы, а на разработку и печать материальной базы - десятки тысяч рублей. Получить прибыль, продавая чужие произведения, получится гораздо быстрее.

Более выгодно открывать интернет-магазин. Спрос на эту категорию товара не такой высокий, чтобы ежемесячно покрывать аренду даже небольшого помещения.

Это особая продукция, интересная весьма ограниченному числу покупателей. Стимулировать спрос с помощью рекламы получится только незначительно.

С этой точки зрения вложить единовременно 15–20 тысяч рублей в интернет-магазин безопаснее, чем за эти же деньги снять торговую точку на месяц. Обслуживанием сайта можно заниматься самостоятельно, а коробки с играми на реализацию хранить дома. Такой подход отлично подойдёт для первых месяцев работы. Продажа через интернет не ограничивает число покупателей жителями одного города, а выводит предпринимателя сразу на всероссийский уровень торговли.

Затраты на открытие интернет-магазина:

  • создание сайта - от 15 тысяч рублей;
  • закупка нескольких категорий товара в нескольких экземплярах - от 30 тысяч рублей.
  • профессиональная фотосессия для ассортимента - 5 тысяч рублей;
  • продвижение сайта и аккаунтов в социальных сетях - по желанию предпринимателя.

Альтернатива продажи настольных игр - открытие клуба для игроков

Другой вариант заработать без самостоятельной разработки и продаж - создать свой клуб. Это заведение, куда люди приходят поиграть в любимые натсольные квесты с единомышленниками или познакомиться с новыми вариантами досуга. Спрос на такой формат отдыха тоже нельзя назвать массовым, поэтому бизнес весьма рискованный.

Расходы на открытие клуба:

  • аренда помещения - от 20 тысяч рублей в месяц;
  • ремонт, оформление интерьера, мебель - от 10 тысяч рублей;
  • покупка игр - от 15 тысяч рублей;
  • реклама - по желанию предпринимателя.

Такой вид работы желательно объединять с традиционным и интернет-магазином: совокупная выручка будет больше. Однако и затраты возрастут до 200–300 тысяч рублей. Бизнес не отличается высокой рентабельностью, поэтому хорошим результатом будет окупить вложения за 1,5–2 года работы.

Заключение

Создание и продажа настольных игр - специфический бизнес с немногочисленной целевой аудиторией. Покупатели не ограничиваются семьями с детьми. Многие взрослые открывают для такой формат досуга. Но их не так много, чтобы сделать эту отрасль предпринимательства рентабельной. Начните работу с интернет-магазина и перепродажи популярных игр, потому что разработка собственного произведения займёт не менее года.

До недавних пор нам сложно было представить, что настольные игры – привычное и даже, как казалось несколько лет назад, начинающее устаревать развлечение – могут оказаться выгодным капиталовложением.

Сложность прогнозирования развития индустрии по созданию настольных игр заключается в том, что рынок «настолок» (как их называют любители такого способа времяпрепровождения) включает в себя слишком много разнообразных товаров – от обычных простейших «ходилок» (бросить кубик и передвинуть фишки) до сложных тематических и стратегических игр, где нужно просчитывать варианты на несколько ходов вперед. По предварительным оценкам, ежегодный объем продаж настольных игр составляет $100 млн.

Единого определения настольных игр пока не существует. Обычно под настольными понимаются игры, в которые можно играть в помещении с помощью специально разработанного инвентаря – игрового поля, фишек, кубиков, карточек, жетонов и т. д.

Как правило, небольшое количество необходимых для игры предметов позволяет разместить их на одном столе и/или в руках игроков. Количество участников начинается от двух и более игроков. В некоторых случаях игрок может быть даже один, но таких игр меньшинство.

Процесс производства настольных игр

Производство настольной игры состоит из нескольких этапов. Первый – один из самых главных – это продумывание и разработка идеи игры, определение ее вида, сюжетной линии, целей и степени развлекательности, создание предварительного образца («черновой» вариант) и тестирование.

На втором этапе проектируется окончательное внешнее оформление всех игровых элементов – карт, поля, фишек и т. д. вплоть до упаковки. Затем составляется смета для запуска набора в производство, рассчитывается тираж, при котором выпуск игры становится рентабельным (чем меньше тираж, тем более «золотыми» получатся ваши игровые наборы), выбираются подрядчики для выполнения всей работы.

Средний тираж одной настольной игры, выпущенной в нашей стране, составляет 5-6 тыс. экз. Если у вас достаточно сложная игра, требующая использования дополнительного инвентаря (например, кубика, фишек, жетонов и т.д.), то иногда оказывается целесообразным разделить производство, вплоть до поиска партнеров за рубежом.

Обратите внимание на качество вашей продукции. К примеру, если ваша настольная игра предполагает использование карточек и/или игрового поля, не стоит экономить на полиграфии.

На этапе запуска серийного производства настольной игры пора приступать к организации сбыта вашей продукции.

Обычно новые игры предлагаются небольшим магазинам (универсальным, книжным, магазинам игрушек, магазинам подарков и т. д., в зависимости от тематики и целевой аудитории вашего продукта).

Супермаркеты предъявляют достаточно высокие требования, которые могут оказаться молодой компании не по плечу. Еще один распространенный и эффективный вариант – создать собственный интернет-магазин, где любой желающих сможет почитать описание игры и правила, посмотреть фотографии и оформить заказ напрямую, минуя посредников.

Индустрия настольных игр привлекает все больше внимания как разработчиков, так и инвесторов. В самом деле, на разработку настольной игры требуется в несколько десятков раз меньше денег, чем на создание компьютерной. Рентабельность некоторых проектов доходит до 300-350%.

Даже во время экономического кризиса, когда продажи компьютерных игр в нашей стране снизились на $150 млн., спрос на «настолки» продолжал неуклонно расти.

Впрочем, на практике, скорее всего, окажется, что перспективы такого бизнеса не столь радужны и оптимистичны, как хотелось бы. Конкуренция в этом сегменте уже достаточно высока. И это притом, что несмотря на все усилия продавцов настольных игр, которые не просто предлагают свой товар, а пытаются создать на него спрос, такой вид развлечений в нашей стране пока еще не так популярен, как на Западе.

Например, в России наибольшим спросом пользуются настольные игры, ориентированные на детей, низкой и средней ценовой категории (от 100 до 500 р.). Игры для более взрослых игроков стоимостью от 500 до 3500 рублей раскупаются не столь активно.

Затраты на разработку одной настольной игры составляют, в зависимости от идеи и сложности, от нескольких десятков тысяч рублей до сотен. Однако основная проблема не в создании настольной игры, а в ее продаже.

В наши дни, когда на отечественном рынке настольных игр действует слишком много игроков (включая западных), новые компании стараются занять собственную узкую нишу, предлагая недорогие, но тематические игры, которые, как правило, помимо развлекательной имеют и дополнительные функции (например, игры на развитие воображения, стратегического мышления, для изучения иностранных языков или даже обучения некоторым навыкам).

Лилия Сысоева

У нас тут есть небольшой заводик по производству настольных игр.

Находится в Подольске, как раз на том направлении, где от Москвы ехать всего час на машине. В глухой-глухой промзоне на заводе Зингер, где раньше производили швейные машинки для всей страны, теперь сидит много небольших фирм, делающих то квадрокоптеры, то косметику, то рамки для картин. Вся территория разобрана частными компаниями. Там наш Магеллан.



Мы здесь года два с половиной. Начинали мы в 2009 году с заказов из Китая. Потом напечатали в России первый тираж «Мафии», а затем потихоньку реинвестировали прибыль в проект, закупали оборудование, обучали людей. Вот пару недель назад к нам приехала очередная линия станков, которая опять всё резко поменяет. С сотен коробок в месяц пять лет назад мы доросли до отгрузки десятков тысяч в месяц. Поэтому, на радостях, я хочу показать вам, как устроено наше производство.

Надо начать с того, что когда мы говорим о производстве в России, следует учитывать особый антураж места. В прошлом месяце к нам в гости приезжали европейские партнёры смотреть линию. Когда они увидели вот этот кусочек промзоны по дороге в наши цеха, то решили, что мы везём их мочить. И реально напряглись.

Ну и вторым шоком для них стало то, что по производству никто не ходит в антипылевых скафандрах, а по углам не жужжат глянцевые белые роботы. Сразу предупрежу, что пока автоматизировано далеко не все. В России даже в нашей сфере многое делается руками. Труд сборщика банально дешевле, чем внедрение автомата. А ещё сборщик, как правило, умнее. Но к делу. Вот так выглядит портал для разгрузки грузовиков: машина может заехать прямо в дверь, где находится лифт.

Оттуда ходит лифт прямо в цех.

Путь детали
Игры в этом мире собираются из компонентов. Например, в простой игре «7 на 9» есть только пять типов компонентов: правила, коробка, карты, ложемент и контрольная карта. И всё это из бумаги. А вот в большом «Шакале», например, ещё поле, фишки, монеты – там и пластик, и дерево, и бумага, и специальная обработка коробки. А в «Волшебнике Изумрундного города» до кучи большой кубик со скруглёнными краями, который в первой партии вообще делался так: дерево в Китай – из Китая на Украину шарики, из шариков делаются кубики со скруглёнными краями – выжигание по ним в Подмосковье, сборка в Подольске.

Вот этот кубик:

Сейчас, конечно, с ним всё проще, из других городов – только Волгоград.

Общий цикл такой:
1. Сначала надо сделать всё, что внутри коробки и положить на склад. Когда в одной точке реальности пересечётся всё сразу – будет игра. Бумажное и картонное делается у нас. Это, к счастью, позволяет теперь контролировать цвет от тиража к тиражу. Сначала на склад приезжает бумага или картон, по ней делается печать, всё это режется и обрабатывается, ламинируется, кашируется и так далее. В общем, превращается в готовую карту или готовые правила. Дерево и пластик – частично у нас, частично у сторонних партнеров. Бакеллит (искусственный камень, например, на фишках «Улья») заказываем, но когда-нибудь будем делать сами. Металл льём у партнёров. Вся разработка у нас.
2. Игры без коробки не бывает. Более того, от коробки зависит радость получателя и продажи. Делается у нас, коробка собирается из листа картона.
3. Затем идёт сборка всего этого дела – надо взять определённое количество компонентов и положить в строго определённые коробки.
4. Потом – термоусадка: многие игры заворачиваются в герметичную плёнку.
5. Контроль качества. Приходит специально обученный злыдень и открывает до 10% коробок тиража, смотрит на все косяки и пересчитывает компоненты. Если вскрывается хоть один косяк – открывается и заново обрабатывается вся партия.
6. Затем игры пакуются в коробки и отправляются во взрослую жизнь.
Начнём со склада сборки. В пакетах и коробках приезжают компоненты, произведённый в других местах. Вот один из рядов:

Склад сборки - это пересечение нескольких производственных линий. Не всё умеют делать в России – например, те же песочные часы. Соответственно, эти компоненты заказываются у поставщика и кладутся на склад. Затем они проверяются на качество (это не всегда можно сделать при приёмке) и снова кладутся на склад, но в другую секцию.

Вот эти песочные часы, они приезжают вот такими блистерами. Основные проблемы бывают с конденсатом, когда часы возят по морозу после тёплого склада транспортной компании, например. Если обнаруживается конденсат, поставщику или транспортной компании возвращается вся партия - влажный песок слипается комками и часы становятся непригодными.

Многие типографские вещи куда дешевле и быстрее делать самостоятельно. Как говорит руководитель производства «Так в два раза дешевле, что аж в два раза».

Но давайте пойдём на склад. Вот правила для игры «Бум» (книжка толстая, потому что там несколько страниц правил – и много-много рассказов о персонажах из игры, она же познавательная):

Кубики приезжают вот так:

Неразрезанные листы карточек:

Отдельные карты:

Коробки мы делаем сами. Учитывая, что будучи пустыми они плотности напоминают воздух, хранить их очень невыгодно, поэтому все большие коробки производятся по методике JIT - just in time. Но они всё равно сохнут, поэтому для них есть другой склад. Третий. Мелкие же можно хранить долго. Вот, например, промежуточное складирование готовых:

При этом несобранная коробка (или каркас для неё без запечатки) - это плоский блин.

На каждой коробке есть маркировка – что внутри, сколько.

Вот готовые компоненты, которые нам поставляют. Это «леденцы» батарей для «Космических дальнобойщиков»:

Маркеры из пластика. Обратите внимание, они уже в пакетиках в нужном количестве и промаркированы индивидуальной меткой сборщика.

Ряд компонентов нельзя хранить просто так. Например, карты и поля нужно складывать в пачку и обязательно паковать в плёнку - иначе на складе им довольно быстро придёт кирдык. Это неразобранные поля «Дальнобойщиков», в стрейч-плёнке для сохранности на складе.

Теперь посмотрим на путь коробки. Для начала в эту часть линии приходит стопка листов. Она тяжелая, поэтому появляется в цеху сразу из грузового лифта, например, из такого:

Довольно тонкая по сравнению с коробкой бумага, которая уже запечатана:

Резак умеет забирать стопку и резать по программе.

На выходе из него и после вырубки получаются вот такие листы:

Обратите внимание, они печатаются сразу с образцами цвета и метками для людей и роботов:

Рубятся эти листы по сложной форме в другом устройстве, которое умеет резать не только как гильотиной, но и по произвольно вставленной матрице - и очень точно.

Вот приладочный лист загружается в это устройство:

А вот так могут выглядеть формы, которые вставляются в эту штуку.

Если присмотреться, вы можете увидеть, что эти же формы прекрасно режут не только коробки, но и отдельные картонные фишки. Помните матрицы фишек, которые надо выдавливать перед началом первой игры? Вот откуда они берутся.

Вот неразрезанные листы:

Теперь у нас есть тонкие бумажные листы, которые точно повторяют геометрию будущей коробки в развёртке. Но нужна сама коробка. Она делается из кашированного картона методом, который не менялся последние лет 50, наверное. Нарезаем листы картона на нужные куски (мы это уже проходили - резак с роботом справляется на ура) и тащим их в станок:

Станок представляет собой два вала, между которыми прокатывается картон. Поверх картона кладётся слой клея, поверх клея кладётся бумага с текстурой льна. После этого по этой штуке надо пройтись руками, иначе будут пузыри. А вот текстура:


Если объёкт объёмный (а коробки - они обычно объёмные), через станок прогонятся только уже нарезанный лист с запечаткой, который потом аккуратно кладётся на собранную коробку. Получается вот такая композиция из сохнущих крышек:

А вот новая линия, которая теперь делает это автоматически. Мы всё ещё используем оба варианта – и руками, и роботом, потому что объёмы достаточно велики:

Видите сзади раму для коробки? На это место может вставляться любая форма. Кстати, станок произведён в стране Восходящего Солнца.

Многие производители не особо заморачиваются на внешнюю поверхность дна коробки - типа, его никто не видит, ну и чёрт с ним, давайте заклеим обычным картоном, это проще и дешевле. Мы же готовы потратить немножко больше времени в обмен на полезную штуку, которая повышает возвращаемость игры домой:

Затем коробка сохнет в хранилище сохнущих коробок, а потом они после тщательного осмотра на предмет правильности высыхания отправляются на склад, а потом в сборочный цех. Прямо рядом лежат компоненты, которые также будут нужны для сборки.

Карты рубятся вот такими штуками. Весит каждый нож ого-го, около килограмма:

А вот наш второй склад длительного хранения. Здесь наши европейские друзья особенно насторожились на экскурсии, предчувсвтуя кульминацию:

Теперь идём в сборочный цех. Он начинается с длинных столов:

И кучи источников компонент:

Они вот так натурально вручную раскладываются по пачкам. Например, если нужно собрать колоду карточек к игре - всё будет сделано руками на огромном столе:

Эту работу делают, в основном, женщины, потому что у мужчин терпения на однообразные долгие действия не хватает. Не, парни тоже работают и собирают, но им больше нравится таскать круглое и катать квадратное. Потому что увлекает.

А это технологические схемы сборки:

Требования к сотрудникам такие: руки - чистые, в зубах - санкнижка. Когда сборка заканчивается, всё засовывается, например, в коробку игры. Обратите внимание вот на эти кружочки:

Это - индивидуальная метка сборщика конкретной части игры (например, кладущего ровно по 15 фишек в пакетик). Если в рознице потом выяснится, что кто-то положил 14 фишек, то мы сможем провести расследование и найти того человека, который пропустил это через контроль качества. Он повезёт клиенту новую коробку. Также номер сборщика есть на специальной красной карте внутри больших коробок.

Финал сборки - термоусадка (заворачивание в плёнку). Коробка подаётся на ленте в специальную печку. Рабочий делает движение рукой и накрывает её плёнкой.

Затем захлопывает печь (край крышки отрезает плёнку, коробка оказывается в пакете типа того, что бывают на входе в крупные продуктовые магазины). Дальше - пшшшшш - плёнка греется в печке и плотно охватывает коробку. Процесс неравномерный, поэтому примерно каждый двадцатый раз образуется брак - либо пузырь, либо разрыв в плёнке. В этом случае рабочий срывает плёнку и повторяет процедуру.

В своё время, когда я «купал» игру про подлодки, удалось убедиться, что термоусадка выдержала примерно 20 бросков с размаху с погружениями на полметра в глубину.


Финальное фото, но конкретно здесь уже пришлось снять термоусадку - она бликовала. А вот все тестовые погружения я делал с ней - и внутрь не попало ни капли.

Дальше готовая коробка охлаждается, проходит контроль качества и уезжает на склад, где сразу пакуется в большую коробку (по 12-18 игр) с хорошей такой жесткостью. Любая коробка не подходит - нужно конкретно под эти игры, даже зазор в 1 миллиметр между коробками создаст возможность для деформации при транспортировке. Мы пару раз видели, как разгружают наши товары на железной дороге, поэтому с тех пор стали параноиками в плане «а что если на наш ящик поставят контейнер свинцовых болванок».

Отдельная тема - это окраска фигурок. Вообще, работать с краской у нас в стране не умеет никто. Даже те, кто делает игры десятилетиями красят так, что хочется плакать. Правильно окрашенная фигурка не должна иметь явных пузырей, подтёков или других дефектов, сохранять свою форму (то есть слой должен быть равномерным), не иметь подтёков, быть равномерно окрашенной и не оставлять след на столе после того, как ей провели по нему как мелом с сильным нажимом. В общем, всё это вместе и сразу год назад делали только немцы. Теперь умеем и мы. Фишки теперь радуют нас не переставая:

Вот такие шедевры рождает наша машина для окраски.

Вот офис. Он тут нужен чисто для работы, оптовики и сотрудники, принимающие корпоративные заказы, сидят в центре Москвы.

На стене – выставка достижений, там же хранятся образцы особо крутых компонентов.


А вот Тихон, руководитель нашего производства "Магеллан". Ему адски стыдно за то, что он не смог показать ярких сверкающих роботов, но при этом он безумно горд за то, что смог реально с нуля поднять всё это и сделать так, чтобы наши игры по технологическому качеству были впереди всего того, что делают в стране.

Глава европейцев был в шоке и сказал, что у нас тут «Африка девятнадцатого века», и его очень удивляет, как получается делать так круто. Да, у нас не космос, но мы сделали всё сами с нуля за 5 лет. И это очень греет.