Судьба быть первым. Атомный флот России

20 ноября 1953 года Совет Министров СССР принял Постановление № 2840-1203 о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой. Ледокол предназначался для проводки в ледовых условиях Арктики по высокоширотным трассам и по Северному морскому пути транспортных судов, а также для экспедиционного плавания в Арктике. Постановлению предшествовало обращение в правительство академиков А.П. Александрова и И.В. Курчатова совместно с руководителями ряда отраслей промышленности и Морского флота, в котором указывалось, что появление мощного атомного ледокола в Арктике позволит более эффективно использовать Северный морской путь как важнейшую транспортную магистраль страны, и одновременно станет убедительной демонстрацией серьезности намерений и планов СССР по использованию атомной энергии в мирных целях.

Следующее постановление правительства от 18 августа 1954 года конкретизировало задачу создания атомного ледокола «Ленин» по срокам, этапам и основным исполнителям работ. Проектирование атомного ледокола возлагалось на Ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг»). Главным конструктором ледокола был назначен В.И. Неганов. Разработка проекта атомной паропроизводящей установки (АППУ) поручалась ОКБ Горьковского завода № 92 (позднее ОКБМ). Главным конструктором АППУ был утвержден И.И. Африкантов. Научное руководство проектом ледокола возлагалось на А.П. Александрова, а ядерного реактора – на И.В. Курчатова, который позднее передал свои полномочия А.П. Александрову.

К разработке основных элементов ЯЭУ были привлечены: ОКБ-12 (системы управления и защиты реактора), СКБК Балтийского завода (парогенераторы), ВИАМ (твэлы активной зоны реактора), СКБ ЛКЗ (главные турбины), завод «Электросила» (главные турбогенераторы и электродвигатели), Калужский турбинный завод (вспомогательные турбогенераторы), ЦКБА (арматура) и др.

Строительство атомного ледокола поручили ленинградскому «Адмиралтейскому заводу». Были определены следующие основные параметры атомного ледокола: водоизмещение – 16 000 т, наибольшая длина – 134 м, ширина – 27,6 м, осадка – 9,2 м, максимальная скорость на чистой воде – 19,5 узлов, автономность плавания – 1 год. Мощность главных гребных двигателей – 44000 л.с. Использование электродвижения позволяло улучшить маневренность ледокола, что важно для форсирования тяжелых льдов, движения в составе караванов и обколки проводимых судов во льдах. Для обеспечения надежного движения судна предусматривалось повышенное резервирование систем и оборудования энергосиловой установки: три реактора, четыре главных турбогенератора, две электростанции с пятью вспомогательными турбогенераторами и резервным дизель-генератором.

Три реактора мощностью по 90 МВт обеспечивали суммарное производство 360 т/ч пара при температуре до 310ºС и давлении 28 атм. Каждый реактор имел две петли циркуляции с двумя парогенераторами, двумя циркуляционными насосами и одним аварийным насосом. Использовалась паровая система компенсации давления в первом контуре. В активной зоне реакторов применили топливо на основе диоксида урана с 5 % обогащением по урану-235.

Технический проект АППУ ОК-150 был разработан в марте 1955 года, а 17 июня 1955 года на секции ЯЭУ НТС министерства он был утвержден и рекомендован к запуску в производство.

При разработке проекта АППУ впервые решался целый ряд сложных научно-технических задач. Одной из них было существенное увеличение длительности кампании активной зоны и экономичное использование ядерного топлива. Реализация предложенного научным руководством решения о введении в активную зону выгорающих поглотителей для компенсации избыточной реактивности дала возможность увеличить кампанию активной зоны до 200 суток, а применение циркониевых сплавов в элементах конструкции зоны позволило в 1,5 раза уменьшить потребление урана по сравнению с активными зонами, где для этой цели применялись нержавеющие стали.

В качестве органов регулирования реактивности реактора вместо первоначально спроектированных погружных стержней аварийной защиты, вводимых в активную зону напором насоса, были применены стержни, перемещающиеся внутри сухих гильз и вводимые в активную зону под действием пружин. В биологической защите использовались малодефицитные и более дешевые материалы: сталь, вода, тяжелый бетон.

Большую помощь конструкторам АППУ на всех этапах проектирования установки постоянно оказывали ученые ЛИПАН: А.П. Александров, Н.С. Хлопкин, Б. Г. Пологих и др. Особенно существенной была роль академика А.П. Александрова, который к началу создания АППУ ОК-150 уже обладал большим опытом и авторитетом в атомной энергетике. Он включался в решение вопросов не только научного, но и инженерного, производственного характера. Сотрудники ЛИП АН участвовали в выполнении сложных расчетных работ, поскольку АППУ была наиболее ответственной и сложной частью всей энергетической установки и создавалась впервые при недостаточных знаниях о свойствах и особенностях работы реактора в судовых условиях.

Работы по изготовлению оборудования установки ОК-150 начались на заводе № 92 в 1955 году, получив статус задания первостепенной важности. Контроль над их выполнением осуществлял непосредственно главный конструктор ОКБ И.И. Африкантов. Ритм работы по созданию и изготовлению оборудования ОК-150 был очень напряженным. Цеха завода работали в три смены, сотрудники ОКБ – «от темна до темна», не считаясь с личным временем. После подписания рабочей документации она сразу запускалась в производство. За срыв сроков графика накладывались взыскания. Конечно, встречались ошибки, но они оперативно устранялись, так как были налажены хорошие взаимоотношения между конструкторами и технологами цехов завода.

Атомный ледокол «Ленин» был заложен на верфи «Адмиралтейский завод» в Ленинграде 27 июля 1956 года, а уже 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду. В 1958-1959 гг. на нем был выполнен основной объем работ по монтажу систем и оборудования атомной установки. Самым напряженным был заключительный этап строительства, монтажа и испытаний АППУ. По мере продвижения монтажа оборудования, арматуры и трубопроводов АППУ на Адмиралтейский завод для оказания технической помощи направлялись специалисты ОКБ и завода № 92.

Четкая организация работ и самоотверженный труд многочисленных коллективов, участвовавших в создании первой АППУ, во многом способствовали своевременной, рекордной по срокам сдаче атомного ледокола «Ленин». Его постройка была завершена 12 сентября 1959 года, а 5 декабря 1959 года ледокол был передан в опытную эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству ММФ СССР. Ледокол стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой, причем по мощности он не имел равных среди ледоколов всего мира.

С навигации 1960 года атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике, осуществлял проводку судов на самых тяжелых участках Северного морского пути. О том, что его эксплуатация пока еще опытная, как-то сразу забыли. Он был одним из основных участников ранней проводки судов с лесом на трассе «устье реки Енисей – Баренцево море». В середине навигации ледокол работал в основном в проливе Вилькицкого, который даже летом покрыт тяжелыми льдами и освобождается от них лишь на короткое время при наличии благоприятных ветров. Большое значение имела работа атомного ледокола «Ленин» поздней осенью 1960 года при завершении навигации, когда необходимо выводить изо льдов не только обычные суда, но и суда ледового класса. Атомный ледокол «Ленин» выполнял и высокоширотные экспедиционные рейсы. В 1961 году с его борта была осуществлена высадка экспедиции научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-10». С него неоднократно осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.

За шесть навигаций работы ледокола «Ленин» с АППУ ОК-150 им была обеспечена проводка 457 судов, пройдено во льдах более 62 000 миль. Атомная энергетическая установка безотказно проработала около 26 000 часов, показав свою работоспособность в самых тяжелых условиях эксплуатации – при порывистой качке на волнении, ударах судна о лед и частых изменениях нагрузки. Опыт ее создания и эксплуатации дал ценный материал для дальнейшего совершенствования атомных судовых установок. В частности, была выявлена возможность существенных упрощений технологической схемы и конструкции установки, сокращения количества арматуры, систем контроля и т.д. Надежность и устойчивость работы реакторов с большими возможностями саморегулирования оказались выше, чем предполагалось. Из этого был сделан вывод, что на ледоколе без ущерба для живучести ЯЭУ можно ограничиться двумя и даже одним реактором вместо трех. Кроме того, свойство саморегулирования реактора, в свою очередь, позволило в дальнейшем отказаться от его автоматического регулирования в новых установках.

В процессе эксплуатации проявились и некоторые недостатки в конструкции первой установки, в первую очередь – недостаточная надежность отдельных видов оборудования, низкая ремонтопригодность и др.

Главный же итог эксплуатации первой АППУ ледокола «Ленин» состоял в том, что была в принципе подтверждена возможность создания судовых атомных энергоустановок, их высокая безопасность и эффективность. Очень удачно была выбрана сама область применения ядерной энергии – мощные линейные ледоколы, где уникальные свойства атомного энергоисточника давали наиболее осязаемые, бесспорные преимущества перед традиционными решениями, в том числе по безопасности и экономическим показателям.

В отличие от ледокола «Ленин», созданное приблизительно в то же время в США грузо-пассажирское судно «Саванна» с атомной энергетической установкой имело сугубо опытное назначение. Его эксплуатация решала ограниченную задачу – продемонстрировать работоспособность и безопасность атомного судна. Она не показала каких-либо очевидных экономических или иных преимуществ перед традиционными судами того же назначения. Судно эксплуатировалось с 1962 по 1969 гг. и после завершения намеченной программы испытаний было списано (переоборудовано в плавучий музей), оставшись рядовым эпизодом в атомной программе США. Дальнейшего развития гражданское атомное судостроение в этой стране не получило. В СССР, напротив, создание первого атомного ледокола положило начало развитию новой высокотехнологичной отрасли производства – атомного судостроения – и появлению, в конечном счете, целого флота атомных судов.

После сдачи в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин» указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1960 года за создание атомной установки для этого судна и за заслуги в деле развития отечественного реакторостроения ОКБ завода № 92 было награждено орденом Ленина. Этим орденом были награждены также ЦКБ-15 и Адмиралтейский завод МСП СССР. Научному руководителю работ А.П. Александрову, главному конструктору ледокола В.И. Неганову, главному конструктору АППУ И.И. Африкантову и слесарю завода № 92 С.Д. Кузнецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Две группы специалистов (всего 12 человек) были удостоены Ленинской премии, в том числе – ведущие специалисты ОКБ Н.М. Царев, В.И. Ширяев, Д.В. Каганов и А.М. Шаматов. Кроме того, большая группа конструкторов, расчетчиков, технологов ОКБ (практически все участвовавшие в разработке проекта установки ОК-150), а также значительное число рабочих, ИТР и руководители завода № 92 были отмечены орденами и медалями.

Учитывая положительные результаты эксплуатации атомного ледокола «Ленин» в 1960-1963 гг. и важную народнохозяйственную роль, которую играют ледоколы в развитии отдаленных районов Крайнего Севера, правительством страны в 1964 году были приняты два постановления, предусматривающих проектирование и постройку серии новых атомных ледоколов проекта 1052. Постановления определяли порядок проектирования и поставки оборудования на головной атомный ледокол этой серии.

На основании этих постановлений ЦКБ «Айсберг» разработало техническое задание на реакторную установку, а ОКБМ разослало всем заинтересованным предприятиям и организациям контрагентские карточки с целью получения согласия на разработку и изготовление составных частей паропроизводящей установки. Основное оборудование и системы новой АППУ разрабатывали ОКБМ и ЦКБ «Айсберг».

В соответствии с техническим заданием на реакторную установку для атомных ледоколов новой серии ОКБМ выполнило предэскизные проработки пяти вариантов установки и «Обоснование выбора АППУ для атомных ледоколов проекта 1052».

В 1966 году закончилась шестая навигация атомного ледокола «Ленин» с реакторной установкой ОК-150. К этому времени основное оборудование установки выработало свой ресурс. Кроме того, появилась течь в корпусе одного из реакторов. Однако остальное оборудование главной энергетической установки и судовые конструкции находились в удовлетворительном состоянии и могли работать еще длительное время при условии восстановления работоспособности АППУ.

Окончание разработки эскизного проекта АППУ ОК-900 дало основание специалистам различных ведомств поднять вопрос о замене выработавшей свой ресурс АППУ этого ледокола на новую установку ОК-900. С этой целью в ОКБМ были выполнены проработки компоновки установки ОК-900 в габаритах реакторного отсека ледокола «Ленин». Один из вариантов удачно «вписался» в отведенные для установки помещения. Главный конструктор АППУ И.И. Африкантов, оценив преимущества этой идеи, добился поддержки предложенного варианта ремонта ледокола в МСМ. После этого первый зам. министра среднего машиностроения А.М. Петросьянц поручил ОКБМ разработать подробные материалы (расчеты, графики, демонстрационные чертежи и др.) по замене установки, по срокам и стоимости выполнения работ, по технологии демонтажа и монтажа оборудования и по заводам-изготовителям оборудования АППУ ОК-900.

Технический проект АППУ был разработан в конце 1966 года под научным руководством ИАЭ им. Курчатова и при участии ЦКБ «Айсберг», ИАТ АН и контрагентов. В новой реакторной установке были также использованы корпусные реакторы водо-водяного типа. Число реакторов сокращено с трех до двух, так как надежность их, по данным эксплуатации первой установки ледокола, оказалась выше первоначально ожидаемой. Два реактора вполне обеспечивают ледоколу выход изо льдов и возвращение на базу при отказе какого-либо оборудования. В несколько раз был увеличен энергозапас активных зон, а их физические параметры и характеристики контура изменены таким образом, чтобы улучшить свойства саморегулирования реакторной установки.

Существенно увеличивался ресурс всего оборудования, упрощалась конструкция 1-го контура за счет сокращения магистралей и устранения арматуры на них. Установка была более приспособлена к ремонтам за счет улучшения доступа к оборудованию, вертикального исполнения механизмов, сосредоточения основных съемных частей в аппаратном помещении, обслуживаемом передвижным краном. АППУ оснащалась комплексной системой автоматики, что освобождало личный состав от постоянных вахт в ее помещениях. Благодаря всему этому экипаж был сокращен на 30 %, стоимость 1 МВт·ч энергии была снижена в два раза, а объем ремонтных работ – в четыре раза.

Учитывая, что постановлением правительства по проекту 1052 не предусматривалась отработка установки на ее наземном прототипе, а комплексные испытания АППУ предполагалось провести в ходе швартовных испытаний головного ледокола этого проекта, применение установки ОК-900 на атомном ледоколе «Ленин» позволяло проверить все принятые схемные и конструкторские решения по новой установке в реальных условиях, отработать системы и оборудование перед запуском их в серийное производство для ледоколов проекта 1052.

Работы по замене АППУ ОК-150 на установку ОК-900 проводились судоремонтным заводом «Звездочка» в г. Северодвинске.

16 марта 1970 года начались заводские швартовные испытания модернизированной установки атомно­го ледокола «Ленин». 20 апреля 1970 года межведомственная комиссия приступила к работе. Она дала высокую оценку качеству монтажа установки ОК-900, механизмов, агрегатов, систем комплексной автоматизации и другим работам, выполненным заводом «Звездоч­ка» и его контрагентами.

23 апреля 1970 г. в 2 часа 30 минут был осуществлен пуск реактора № 2 установки левого борта, а 1 мая 1970 г. – физпуск реактора № 1 установки правого борта. Вывод реакторов на энергетический уровень мощности состоялся 4 мая и 29 апреля 1970 г. (№ 1 и № 2 соответственно). После этого установка ОК-900 начала свою долгую и успешную работу, которая продолжалась вплоть до вывода атомного ледокола «Ленин» из эксплуатации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях был награжден орденом Ленина. Бессменному капитану ледокола Б.М. Соколову, сменившему ушедшего на пенсию первого капитана ледокола «Ленин» П.А. Пономарева, почетному работнику морского флота, почетному полярнику были вручены ордена Ленина и Октябрьской революции, а в 1981 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Несмотря на то, что системы и оборудование АППУ ОК-900 работали надежно, без отказов, начиная с 1984 года атомный ледокол «Ленин» эксплуатировался только на трассе Мурманск – остров Диксон в течение июня-декабря, т. е. в наиболее благоприятных ледовых условиях. Это было вызвано ухудшившимся состоянием корпусных и внутрикорпусных конструкций судна, поскольку проектный ресурс корпуса ледокола – 25 лет – был уже выработан. В конце 1989 года по совокупности показателей состояния корпусных и судовых конструкций было принято решение о прекращении эксплуатации ледокола.

Атомные ледоколы России

Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Всего за историю России и СССР в нашей стране было построено 10 атомных ледоколов, 5 из которых сейчас в строю, а так же ведется постройка еще трех атомных ледоколов проекта 22220.

С одной стороны может показаться, что атомный ледокол это слишком дорогая игрушка, но весь ход истории показывает, что создание удобных торговых путей является огромным стимулом для развития стран и регионов. Так уж сложилось, что основные мировые торговые пути всегда проходили мимо нашей страны. У нас конечно были большие торговые маршруты, например знаменитый путь "из Варяг в Греки", но разве можно его было например сравнить с "Великим шелковым путем", а в новое время с развитием мореходства, когда основная торговля переместилась в мировой океан, наша страна и вовсе оказалась далеко от мировой торговли. Однако с развитием технологий у России появилась возможность реализовать весь свой потенциал как транзита между Европой и Китаем. В начале 20-го века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, которая связала Азию и Европу. Товары шли из Китая в Россию и обратно, однако у железной дороги довольно ограниченная пропускная способность, да и самой дешевым видом перевозки товаров был морской.

В настоящий момент объем торговли между Европой и Китаем настолько огромный, что Северный морской путь (СМП) является отличной альтернативой традиционным маршрутам. Если сравнить маршрут через Суецкий канал и Северный морской путь, то скорость доставки товаров может уменьшиться от 7 до 22 дней в зависимости от Порта разгрузки. Однако транзитная перевозка СМП требует ледокольного сопровождения и соответствующей инфраструктуры. И если с инфраструктурой у нас пока не очень хорошо, то с Ледоколами у нас всегда бы полный порядок, а внимание государства к строительству новых кораблей такого типа только подчеркивает важность освоения Северного Морского Пути, главным локомотивом которого выступают Атомные Ледоколы, железные гиганты, способные проводить торговые суда в самых сложных условиях.

Первый атомный ледокол — Ленин

Прежде чем посмотреть на плавающие ныне Атомные ледоколы нельзя не обратить внимание на самый первый корабль подобного типа, построенный в СССР. Мало того что это был первый Ледокол с Атомной силовой установкой, это вообще был первый корабль в мире с Атомной силовой установкой. Проект был разработан в 1953-55 годах, заложен он был 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им.Андре Марти (Адмиралтейские верфи), на постройку ушло 3 года и в декабре 1959 года "Ледокол Ленин" принят министерством морского флота.

Уже в первые годы "Ледокол Ленин" показал выдающиеся результаты, а его мощности и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. Однако несмотря на отличные результаты, следующий Атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет

Атомный лихтеровоз Севморпуть

"Севморпуть" уникальное судно. Это не просто ледокол, но еще и транспортное судно, способное самостоятельно доставлять грузы без всякой проводки, если позволяют условия, а атомная силовая установка обеспечивает ему высокую автономность плавания. Введен в эксплуатацию он был в 1988 году, однако долгое время время работал не по прямому назначению, а перевозил грузы из Одессы во Владивосток, и только после нескольких лет подобной эксплуатации он был поставлен на рейсы из Мурманска в Дудинку. В 2013 году уникальный корабль почти вывели из эксплуатации, однако все же было принято решение о восстановлении судна. В мае 2016 года обновленный атомный лихтеровоз вышел в свой очередной рейс.

Водоизмещение тонн — 61880

Длина/Ширина/Высота — 260,1 / 32,2 / 18,3

Мощность силовой установки мВт (лс) — 29,4 (39436)

Таймыр

Уже на следующий год после "Севморпути" в эксплуатацию был введен атомный ледокол Таймыр, основной задачей которого являлась проводка транспортных кораблей в устья сибирских рек. Корпус судна был построен по заказу СССР в Финляндии, а силовая установка была установлена уже в Ленинграде и в 1989 году "Таймыр" был принят в эксплуатацию. В 2018 году первоначальной ресурс силовой установки будет выработан, возможность продления ресурса так же будет рассмотрена, и скорее всего он будет продлен.

Водоизмещение тонн — 20000

Длина/Ширина/Высота — 151,8 / 29,2 / 15,2

Мощность силовой установки мВт (лс) — 18,4х2 (2х25000)

Каждый из атомных ледоколов России имеет свою особенность, так и ледокола "Советский союз" есть один весьма интересный пунктик — он может быть в кротчайшие сроки переоборудован в боевой корабль, и даже какую то часть боевого оборудования он всегда имеет на борту в законсервированном состоянии. Принят в эксплуатацию "Советский союз" так же в 1989 году. С 2010 года ледокол находился в отстое, ремонт и переоборудование требовало серьезных затрат и получить финансирование можно было только под серьезные цели. В 2017 году "Советский союз" вновь выйдет на рейсы и основной его задачей будет снабжение строительства Ямал СПГ. Ресурс корабля продлен до 150 тысяч часов и это как минимум обеспечит ему работу до 2025 года.

Водоизмещение тонн — 22920

Длина/Ширина/Высота — 150 / 30 / 17,2

Осадка — 11м

Максимальная скорость узлов — 20,8

Вайгач

Атомный ледокол "Вайгач" также имеет свою уникальную особенность — благодаря низкой посадке, он может осуществлять навигацию не только в открытом море, но и заходить в устья сибирских рек. Корпус корабля был построен на финской верфи «Хольстрем Хисталахти» в 1989, после чего он был отбуксирован на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где и был осуществлен монтаж энергетической установки и уже в июне 1990 года ледокол был принял в эксплуатацию. В настоящее время "Вайгач" находится в строю как минимум до 2020 года.

Водоизмещение тонн — 20 700

Длина/Ширина/Высота — 152 / 29,2 / 15,2 м

Осадка — 8,1 м

Мощность силовой установки мВт (лс) — 18,4х2 (50000) л.с.

Максимальная скорость узлов — 18,5

Ямал

50 лет победы

"50 лет победы" — самый новый российский ледокол, принятый в эксплуатацию в 2007 году. Со сроком сдачи он запоздал на 12 лет, и это даже видно по названию. Ледокол был спущен на воду еще в 1993 году, однако на его достройку просто не было денег и строительство заморозили. Возобновили строительство корабля лишь в 2003 году и на достройку понадобилось 4 года. В 2016 "50 лет победы" установил своеобразный рекорд, проведя очень поздний транзитный рейс, который проходил с 21 декабря по 3 января 2017 года. Так же как и ледокол "Ямал", он совершает круизные рейсы к северному полюсу и уже побывал там более сотни раз.

Водоизмещение тонн — 23440

Длина/Ширина/Высота — 159,6 / 30 / 17,2

Осадка — 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) — 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов — 20,8

Ледоколы проекта 22220

Несмотря на наличие в составе Российского флота атомных ледоколов, современные реалии требуют увеличение скорости перевозок и именно для этого с нуля был разработан проект 22220 ЛК-60Я, который имеет более высокую мощность турбин и так же измененный и улучшенный корпус, что позволит осуществлять навигацию на более высокой скорости, а также пробивать более толстый ледяной покров, чем это делали ледоколы предыдущего поколения. Первый ледокол проекта "Арктика" уже спущен на воду, ввод в эксплуатацию назначен на 2019 год. Всего запланирована постройка трех ледоколов проекта ЛК-60Я.

Водоизмещение тонн — 33540

Длина/Ширина/Высота — 173,3 / 34 / 15,2

Осадка — 10,5 / 8,5

Мощность силовой установки мВт (лс) — 35,4х2 (96000)

Максимальная скорость узлов — 22

Перспективный проект — 10510 «Лидер»

ЛК-110Я крайне амбициозный проект, который постепенно набирает обороты и принимает очертания. На публике уже было представлено несколько вариантов внешнего вида, а так же были афишированы возможные технические характеристики, которые кажутся просто фантастическими. Однако если если пытаться осуществлять навигацию по Северному Морскому пути как можно дольше, и скорость перевозок сделать максимально быстрой, то судно такого класса просто необходимо. "Лидер" сможет пробивать лед толщиной до 4 метров, а максимальное значение у других ледоколов на данный момент это 3м, причем скорость будет не более чем 2 узла при такой толщине льда. Ожидается, что техническая часть проекта будет закончена в 2018 году.

Макс.

скорость

В декабре 1957 года в Ленинграде был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой. Эта замечательная весть незадолго до 42-й годовщины Великого Октября облетела весь мир.

Зарубежные газеты пестрели заголовками: «Русские ввели в строй атомоход», «Полярный колосс Советов - на Неве», «Победа на мирном фронте использования атомной энергии одержана Советским Союзом»…
1. Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.
2. В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Несмотря на это, от закладки судна на ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.


Строительство атомного ледокола Ленин.
3. Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.
4. Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

Атомный ледокол «Ленин» сходит со стапелей.
5. Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и… руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.
6. Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» - первого в мире ледокола арктического класса.


7. В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.
8. 4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.


9. После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.
10. После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.

В ноябре я побывал на экскурсии на атомном ледоколе "Ленин", который стоит на вечной стоянке в Мурманске.

Как и полагается "Ленину", это дедушка среди ледоколов (недавно ему исполнился 61 год) и первый в мире надводный корабль с ядерной силовой установкой – до него были только подлодки.

С 1959 года ледокол был приписан к Мурманскому морскому пароходству и обслуживал Северный морской путь, проводя по нему другие суда.

"Ленин" прослужил 30 лет, а в 1989 году был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Теперь атомоход пришвартован у Морского вокзала Мурманска, и туда можно прийти на экскурсию. Входной билет стоит 500 рублей, можно заказать экскурсионное обслуживание на русском (1000 рублей) или на английском (1500 рублей) языке.

Это кают-компания. Если вы не знали, это такое помещение на корабле, где вся команда может собраться для обеда, посиделок и т.д. А в случае с ледоколом "Ленин", видимо, ещё и на двухминутку ненависти политинформацию.

Внутреннее убранство ледокола отличается обилием дерева. Как сказал экскурсовод, это беспрецедентный случай на флоте, причём использовались дорогие породы древесины – красное дерево, клён птичий глаз, ясень и орех.

Первый в мире атомный ледокол должен был стать новым символом Советского государства, и его создатели позаботились в том числе об интерьере. На ледоколе в советское время побывали Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие почётные гости.

Кстати, за 60 лет на ледоколе не было ни одной реконструкции или реставрации, почти всё сохранили в изначальном виде. Только кое-где экраны современные поставили.

Современные ледоколы довольно часто ходят на Северный полюс. Впервые его достиг советский атомный ледокол "Арктика" 17 августа 1977 года. С того момента российские ледоколы побывали на полюсе 117 раз, а ледоколы всех других страны посещали Северный полюс только 11 раз.

Зачем наши ледоколы так часто ходят на Северный полюс? Оказывается, в основном это туристические круизы, которые совершаются с 1990 года. Стоит плаванье во льдах примерно $30 000 (2,08 миллиона рублей).

Кстати, аренда ледокола стоит примерно 65-70 тысяч долларов в сутки. То есть в теории, если ты миллионер, ты можешь арендовать целый ледокол, чтобы, например, устроить себе свадьбу на Северном полюсе. Занимаются рейсами две турфирмы, российская и американская. С каждого круиза они получают примерно $9 млн дохода (без вычета расходов на аренду и другие составляющие).

Справа в углу виден олимпийский факел, который морякам подарил Олимпийский комитет.

Вид на атомные реакторы (их на ледоколе два)

Одна из турбин

Если офицеры обычно обедали в кают-компании, то остальные моряки и различные прикомандированные – в столовой.

Здесь 85 посадочных мест, но в первые годы эксплуатации на борту было столько людей, что питание приходилось организовывать в три потока. А кормят на флоте 4 раза в сутки! То есть столовая использовалась 12 смен за сутки.

А вечером столовая превращалась в кинозал. По бокам от экрана видны окошки, откуда подавались готовые обеды на подносах, а официантки (!) разносили их по залу. На ледоколе служили в том числе и женщины – по словам экскурсовода, до 1/5 части экипажа.

Это помещение называется ПЭЖ – пост энергетики и живучести. Это центр управления всеми системами движения ледокола и контроля за ними.

Здесь постоянно дежурили два оператора атомных реакторов.

Кроме того, в этой комнате работал оператор, ответственный за системы электродвижения, оператор контроля радиационной безопасности (всего на судне 300 точек контроля) и начальник смены. Эти 5 человек в круглосуточном режиме обеспечивали работу ледокола.

В конце 50-х годов американцы параллельно с СССР строили свой первый гражданский атомоход "Саванна". Чтобы сэкономить время и обогнать США, советские конструкторы использовали на ледоколе "Ленин" решения, применённые на атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" (К-3). Например, весь модуль управления взят именно оттуда.

Вид на палубу

Стёкла на ледоколе очень тяжёлые и прочные, они должны были выдерживать ударную волну от ядерного взрыва. Кстати, однажды ледокол в такую волну попал, когда в 1961 году СССР испытал на Новой Земле термоядерную "Царь-бомбу".

Ходовой мостик

Здесь находятся ходовая рубка, штурманская рубка, радиорубка.

На современных ледоколах радиосвязь уже не используют, всё заменил компьютер. А на "Ленин" теперь приезжают любители, используя его оборудование, чтобы устраивать сеансы радиосвязи со всем миром.

Управление ледоколом осуществлялось с помощью настоящего штурвала!

Матрос-рулевой должен был уметь гасить инерцию 20 000 тонн металла и выдерживать заданный курс, что довольно непросто.

Ну а эти три рычага нужны для манёвров. Если в Арктике маневрировать неправильно, можно даже потерять корабль, который будет просто раздавлен льдами. Как говорят моряки, "самая прямая дорога в Арктике – кривая".

Капитанская каюта

Здесь капитан в рейсах проводил совещания.

Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.


Атомный ледокол - морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз – контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.).
Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимостьью — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

Всего на атомных ледоколах и кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

Ледоколы класса «Арктика» - основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола - 21 120 тонн, осадка – 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

Отделение ГТГ (главных турбогенераторов)

Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

ЦПУ (Центральный пост управления)

Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ - управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

«Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

Капитанский мостик

Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

Машинные телеграфы

Основное применение «Вайгача» - сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

Помещение среднего гребного вала.

Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

Бывший кинозал

Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

«Таймыр» в доке судоремонтного завода

«Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч)

Ремонт винто-рулевого комплекса

Установка лопасти

Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопасть крепится девятью болтами.

Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

Ходовая рубка

Парадная лестница

Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) - первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска…

Мурманск

Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

Благодарю ФГУП «Атомфлот» за организацию фотосъемки!